Некоммерческие организации
Вопросами о деятельности некоммерческих организаций интересуются многие. Действительно, некоммерческие организации имеют особый юридический статус и налоговый режим, при этом они вправе осуществлять коммерческие операции. В настоящем обзоре мы рассмотрим основные принципы деятельности некоммерческих организаций, вопросы ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, налогообложения, а также особенности различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Правовое положение некоммерческих организаций
Деятельность некоммерческой организации
Все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Вместе с тем прежде всего необходимо отметить, что ряд некоммерческих организаций может и не иметь прав юридического лица. В частности, в ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) допускается функционирование общественного объединения без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Основное различие между коммерческими и некоммерческими организациями заключается в целях деятельности данных организаций. Коммерческими организациями являются юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон о некоммерческих организациях). Указанное различие является главным, поскольку именно из него вытекают и другие различия между двумя этими группами организаций.
Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также иными законами и подзаконными актами, регулирующими отдельные организационно-правовые формы этих организаций.
Цели создания некоммерческих организаций раскрываются в Законе о некоммерческих организациях. Эти цели могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи. Вместе с тем этот перечень является открытым, т.е. возможно и наличие других целей, но направленных на достижение общественных благ.
Различие между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правовой статус и правоспособность.
Некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью, т.е. имеет только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности. Поэтому в учредительных документах некоммерческих организаций обязательно должны быть определены предмет и цели деятельности (ст. 52 ГК РФ). Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и, как уже говорилось, соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные некоммерческие организации.
В случае совершения некоммерческой организацией сделки, вступающей в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, указанная сделка может быть признана судом недействительной согласно ст. 173 ГК РФ.
Тем не менее вышеизложенное не означает, что некоммерческим организациям запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься такой деятельностью при соблюдении ряда условий. Предпринимательская деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями, должна, во-первых, служить достижению целей, ради которых они созданы, и, во-вторых, соответствовать этим целям. Кроме того, напомним, что доходы от предпринимательской деятельности не должны перераспределяться между членами или участниками некоммерческой организации и могут использоваться только для достижения уставных целей (исключение составляют потребительские кооперативы (п. 5 ст. 116 ГК РФ)).
Статья 24 Закона о некоммерческих организациях к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций относит:
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации;
приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
участие в хозяйственных обществах;
участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Отметим, что некоммерческая организация должна вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Осуществляемая некоммерческими организациями предпринимательская деятельность налагает на них определенные дополнительные обязанности, в том числе изменяет основание их ответственности за нарушение обязательств. По общему правилу гражданского законодательства все лица, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие гражданско-правовые обязательства, несут ответственность только при наличии вины (умысла или неосторожности (п. 1 ст. 401 ГК РФ)). Но в случае если лицо не исполнило или ненадлежащим образом исполнило обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, оно несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств). Поэтому в тех случаях, когда некоммерческая организация заключает гражданско-правовые сделки при реализации своих уставных целей, она несет ответственность за их неисполнение только при наличии вины, а заключение некоммерческой организацией гражданско-правовых сделок при осуществлении предпринимательской деятельности предусматривает ее ответственность за неисполнение обязательств независимо от вины.
В силу того что некоммерческая организация, о чем уже говорилось ранее, обладает специальной правоспособностью, общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы по решению суда в соответствии со ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 33 Закона о некоммерческих организациях в следующем порядке.
В случае если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и Закону о некоммерческих организациях, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.
При вынесении некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.
Некоммерческие организации не во всех случаях могут обратиться в арбитражный суд, а только тогда, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (п. 3 ст.50 ГК РФ).
Это обстоятельство подчеркивалось и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.09.94 N 33, где отмечалось, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Так, например, Федеральным законом от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" предусмотрено, что отказ в регистрации устава (положения) религиозного объединения может быть обжалован в суд (ст. 12), деятельность религиозного объединения может быть прекращена решением суда, (ст. 14). Такие дела, как это следует из упомянутого Закона, подведомственны не арбитражному суду, а суду общей юрисдикции.
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Важным вопросом при создании некоммерческой организации является вопрос о ее регистрации. В ст. 3 части первой ГК РФ говорится, что некоммерческая организация является созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации в установленном порядке. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, это не означает обязательную регистрацию всех некоммерческих организаций как юридических лиц. В ст. 3 Закона об общественных объединениях допускается функционирование общественного объединения без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Это не противоречит и формулировке ст. 3 ГК РФ.
Таким образом, общественные объединения считаются созданными с момента принятия на съезде (конференции) либо на общем собрании решений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Являясь созданным, общественное объединение имеет право осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права (однако следует особо обратить внимание, что такое общественное объединение не может приобретать права юридического лица) и принимать на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Приобрести правоспособность юридического лица указанное общественное объединение сможет только с момента его государственной регистрации (ст. 18 Закона об общественных объединениях).
Что касается остальных некоммерческих организаций, то они по общему правилу считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке.
Некоммерческие организации создаются в соответствующих организационно-правовых формах. Согласно ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут образовываться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Необходимо обратить внимание на то, что перечень видов некоммерческих организаций в отличие от коммерческих не исчерпывающий, а примерный. То есть некоммерческая организация может быть создана не только в одной из форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, но и в других формах, предусмотренных иными законами. В частности, Закон о некоммерческих организациях устанавливает такие новые формы некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. Закон об общественных объединениях конкретизирует различные формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций подробно рассматриваются в гл. 3 Закона о некоммерческих организациях.
Законом предусматриваются две возможности создания некоммерческой организации - в результате ее учреждения и в результате реорганизации уже существующей некоммерческой организации.
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут быть физические и (или) юридические лица. Причем число учредителей не ограничено, если только иное специально не установлено законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). Например, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех учредителей (ст. 18 Закона об общественных объединениях).
В ст. 14 Закона о некоммерческих организациях установлены конкретные виды учредительных документов для каждой организационно-правовой формы некоммерческой организации.
Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
- устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
- учредительный договор, заключенный членами некоммерческих организаций, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
- решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.
Следует заметить, что в случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах некоммерческой организации должны быть определены: наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
Что касается реорганизации некоммерческой организации, то, согласно ст. 16 Закона о некоммерческих организациях, она может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.
Хотелось бы обратить внимание на особенности реорганизации в форме преобразования, установленные в ст. 17 Закона о некоммерческих организациях, а именно: все некоммерческие организации имеют право преобразования в другие юридические лица, но только прямо указанные в данном Законе для каждой из организационно-правовых форм.
В соответствии со ст. 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Порядок ликвидации, предусмотренный ст. 19 Закона о некоммерческих организациях, ничем не отличается от общего порядка ликвидации юридических лиц.
Особые условия ликвидации предусмотрены для фонда, который может быть ликвидирован только в судебном порядке.
В отличие от общего порядка ликвидации юридических лиц для некоммерческих организаций предусмотрены следующие особые правила распределения оставшегося после ликвидации имущества.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации некоммерческой организации имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (указанный порядок распределения имущества может быть изменен только федеральными законами, а не учредительными документами конкретной некоммерческой организации). Исключение составляют некоммерческое партнерство, учреждение, потребительский кооператив и иные случаи, прямо предусмотренные законом.
Управление некоммерческой организацией
Управление некоммерческой организацией в большинстве случаев осуществляется по схеме, сходной с управлением в коммерческих организациях (ООО, ОАО и пр.). В некоммерческих организациях также существуют высший орган управления с определенной компетенцией и исполнительный орган.
Исключение составляют фонды, порядок управления которыми определен их уставами, а также потребительские кооперативы. Состав и компетенция органов управления общественных и религиозных организаций (объединений) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).
Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
В Законе о некоммерческих организациях определены вопросы, относящиеся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, участие в других организациях и т.д.), и порядок принятия его решений.
Важно отметить, что члены высшего органа управления не должны получать вознаграждения за возложенные на них функции. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Исполнительный орган некоммерческой организации, который может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления.
Возможны случаи, когда члены исполнительного органа некоммерческой организации являются заинтересованными лицами.
Статьей 27 Закона о некоммерческих организациях в связи с этим вводится и раскрывается такое понятие, как конфликт интересов.
Руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организации или органов надзора за ее деятельностью, являются заинтересованными лицами в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с организациями, являющимися поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров некоммерческой организации или гражданами (при этом указанные лица должны состоять с вышеназванными организациями или гражданами в трудовых отношениях, являться участниками, кредиторами этих организаций либо состоять с этими гражданами в близких родственных отношениях или являться кредиторами этих граждан).
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
В целях предотвращения этого конфликта на заинтересованных лиц возлагается обязанность соблюдать интересы некоммерческой организации и прежде всего в отношении целей ее деятельности.
В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки она должна быть одобрена органом управления некоммерческой организации или органом надзора за ее деятельностью, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной с возмещением убытков некоммерческой организации заинтересованным лицом.
Далее более подробно рассмотрим различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Фонды
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст.118 ГК РФ).
Необходимо иметь в виду, что понятие "фонд" имеет много значений в законодательстве и используется для обозначения как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также органов государственного управления. Например, паевой имущественный фонд, инвестиционный фонд, Российский детский фонд, Пенсионный фонд РФ, Российский фонд федерального имущества и т.д.
ГК РФ употребляет термин "фонд" применительно к некоммерческим организациям, преследующим, как правило, благотворительные цели. Деятельность благотворительного фонда регулируется Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". К такому фонду применимы положения, которые ранее уже были обозначены при рассмотрении деятельности благотворительных организаций. Помимо ГК РФ правовое положение фонда определено Законом о некоммерческих организациях.
Имущество фонда образуется за счет взносов учредителей и добровольных пожертвований. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда, так же как и участники общественных и религиозных организаций, не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими в собственность фонда имущество, в том числе на членские взносы (п. 3 ст.48, пункты 3 и 4 ст. 213 ГК РФ). То есть они не имеют права требовать возврата внесенного взноса, выплаты какого-либо дохода и даже получения части имущества фонда после его ликвидации. В отличие от других видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства, т. е. учредители фонда не получают никаких прав в отношении созданного ими фонда. Кроме того, в связи с этим учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
В отличие от других некоммерческих организаций учредителями фонда могут быть не только граждане, но и юридические лица. При этом законодательство допускает создание фондов только юридическими лицами, без участия граждан. Фонд как некоммерческая организация в отличие от других некоммерческих организаций может быть создан одним лицом.
Фонд осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором должны быть определены порядок формирования органов управления фондом и их компетенция, а также иные сведения, предусмотренные законом (см. п. 4 ст. 118 ГК РФ). Законодательство устанавливает особый порядок изменения устава фонда. Устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если возможность его изменения предусмотрена уставом. В противном случае устав фонда может быть изменен только по решению суда, право обращения в который с подобными заявлениями принадлежит органам управления фондом или попечительскому совету.
Фонд должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Поэтому в целях контроля за деятельностью фонда законодательство устанавливает специальные требования: наличие попечительского совета фонда, публичную отчетность фонда, особый порядок ликвидации.
Попечительский совет фонда является органом фонда, который на общественных началах осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда должен определяться уставом фонда.
Законодательство обязывает фонды ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, но не конкретизирует порядок и сроки осуществления публикации, а также ответственность фонда за уклонение от публикации своих отчетов. Необходимость публикации указанных отчетов вызвана тем, что фонд обязан использовать свое имущество только в целях, определенных в его уставе.
Как и другие некоммерческие организации, фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд, являясь некоммерческой организацией, может учредить акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью (но не хозяйственное товарищество) и получать прибыль от их деятельности, которая не может распределяться между учредителями фонда, а должна направляться на его уставные цели. Фонд может быть единственным учредителем коммерческой организации.
В целях контроля за деятельностью фонда предусмотрен особый порядок изменения устава и ликвидации фонда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Дела о ликвидации фондов рассматриваются арбитражным судом. Обратим внимание на то, что в качестве заинтересованных лиц может выступать не сам фонд, а либо его орган, уполномоченный на то учредительными документами, либо его учредители (участники). Такое утверждение было сделано ВАС РФ, исходя из смысла п. 2 ст. 61, пунктов 1 и 2 ст. 119 ГК РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.96 N 3682/96).
Основанием для ликвидации фонда являются: отсутствие у фонда имущества, необходимого для осуществления его деятельности, невозможность достижения целей, ради которых создан фонд, а также уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом. Кроме этого, фонд может быть признан несостоятельным, и в отношении него может быть возбуждена процедура банкротства (ст. 65 ГК РФ).
Одним из видов некоммерческих фондов является общественный фонд, правовое положение которого установлено Законом об общественных объединениях (ст. 10).
Некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации
Закон о некоммерческих организациях предусматривает такие возможные формы некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Члены некоммерческого партнерства имеют широкий круг прав, который по своему объему сравним с правами участника коммерческой организации, в частности, они вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
выходить из некоммерческого партнерства по своему усмотрению;
получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов, но несмотря на это он имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства так же, как и выходящий участник.
Некоммерческое партнерство является собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного его членами. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размера их имущественных взносов, если иное не предусмотрено учредительными документами некоммерческого партнерства.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
То есть автономная некоммерческая организация фактически является своего рода коммерческим учреждением. Интересно сравнить цели создания учреждения и автономной некоммерческой организации:
цель создания учреждения - осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ);
цель создания автономной некоммерческой организации - предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
При этом учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (под равными условиями, вероятно, следует понимать равную оплату получаемых услуг).
Существенно лишь одно различие между учреждением и автономной некоммерческой организацией:
учредители учреждения при недостатке у учреждения денежных средств несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения в полном объеме всем своим имуществом;
учредители автономной некоммерческой организации не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации.
Таким образом, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации содержат признаки как коммерческих, так и некоммерческих организаций, поэтому вступать в коммерческие отношения с ними надо с большой осторожностью.
Потребительские кооперативы
Гражданское законодательство предусматривает создание кооперативов двух видов: производственных и потребительских. Различие между указанными видами заключается в том, что производственный кооператив является коммерческой организацией и его деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский кооператив является некоммерческой организацией и цель его деятельности - удовлетворение определенных потребностей его членов.
Потребительские кооперативы - наиболее распространенная форма некоммерческих организаций. Их система достаточно разнообразна. К числу потребительских кооперативов относятся: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные кооперативы, садоводческие товарищества.
Основные положения деятельности потребительских кооперативов устанавливаются ст. 116 ГК РФ, в которой говорится, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Необходимо прежде всего обратить внимание на то, что на потребительские кооперативы не распространяются нормы Закона о некоммерческих организациях, а их деятельность регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. Что касается жилищных, жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, а также товариществ домовладельцев и иных объединений собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемых для обеспечения эксплуатации многоквартирных домов, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, то деятельность указанных некоммерческих организаций регулируется также Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон о товариществах собственников жилья).
Особенности правового регулирования потребительских кооперативов вызваны определенными отличиями потребительских кооперативов от других видов некоммерческих организаций.
Потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими лицами в отличие от производственных кооперативов, в которых не допускается по общему правилу участие юридических лиц. Законодательство не устанавливает никаких минимальных или максимальных количественных ограничений членов кооператива и не ограничивает одновременное участие членов кооператива в других потребительских кооперативах (даже в однородных).
Каждый потребительский кооператив имеет учредительные документы, к которым относится только его устав. Закон устанавливает определенные требования к уставу кооператива и сведениям, которые должны в нем содержаться. В уставе потребительского кооператива должны содержаться следующие сведения: о предмете и целях его деятельности; о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п. 2 ст. 116 ГК РФ).
Потребительский кооператив имеет собственное имущество, которое принадлежит ему на праве собственности (п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК РФ). Члены потребительского кооператива имеют только права требования, пропорциональные их паям (вкладам), а также некоторые другие права, вытекающие из членства в нем, а не права собственности в отношении потребительского кооператива и его имущества. Но в отличие от других видов юридических лиц в процессе существования потребительского кооператива с участием граждан (жилищных, дачных, гаражных и т.п.), согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ, полное внесение паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, влечет появление у них права собственности на указанное имущество и соответственно утрату на них права собственности самим кооперативом.
Основой имущественной обособленности потребительского кооператива является наличие паевого фонда, который образуется за счет взносов членов кооператива. Внесение взносов в паевой фонд является основной обязанностью членов кооператива, и за неисполнение данной обязанности уставом кооператива должна быть установлена ответственность. Размер взносов, как и размер самого паевого фонда, определяется уставом кооператива, поскольку законодательство не устанавливает никаких ограничений на минимальный или максимальный размер паевого фонда.
Вместе с тем в отличие от других видов юридических лиц (например, акционерных обществ) внесение паевых взносов не является единственной обязанностью члена кооператива. Каждый член кооператива обязан вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива. Если по окончании финансового года (утверждения баланса) будут выявлены убытки кооператива, то вся сумма убытков должна быть распределена между членами кооператива. Все члены кооператива обязаны в течение трех месяцев покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Кредиторы общества могут потребовать от каждого члена кооператива внести указанные дополнительные взносы, обратив при этом взыскание на личное имущество членов кооператива.
В случае невыполнения обязанностей по внесению дополнительных взносов кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию его кредиторов.
Обязанностью внесения имущественных взносов исчерпываются обязанности члена кооператива в отношении кооператива. В отличие от производственных кооперативов законодательство не требует личного участия члена потребительского кооператива в деятельности кооператива даже при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Порядок управления кооперативом определяется его уставом и иными внутренними документами. Как правило, структура управления потребительским кооперативом строится по аналогии с производственным кооперативом и включает общее собрание кооператива, правление кооператива, председателя правления. Компетенция органов управления законодательно не определена и должна быть урегулирована в уставе кооператива.
Как и любая некоммерческая организация, потребительский кооператив имеет право заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью. При этом в отличие от общепринятого для некоммерческих организаций правила доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ). Но в отличие от производственных кооперативов распределение полученной прибыли является правом, а не обязанностью потребительского кооператива, а порядок и основания распределения прибыли (личное трудовое участие, размер внесенного паевого взноса и т.д.) определяются только уставом кооператива или его внутренними документами.
Законом о товариществах собственников жилья конкретизируется, что по решению общего собрания членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья доход, полученный в результате хозяйственной деятельности таких некоммерческих организаций, используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели их деятельности, предусмотренные Законом о товариществах собственников жилья и уставом организации. Здесь же отметим, что при ликвидации товариществ собственников жилья и указанных специализированных кооперативов недвижимое и иное имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределяется между членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества.
Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, поскольку он объединяет в себе их отличительные черты. Кроме того, в отличие от большинства других некоммерческих организаций потребительский кооператив может быть в судебном порядке признан банкротом, если не сможет удовлетворить требования кредиторов и будет отвечать признакам несостоятельности (см. п. 1 ст. 65 ГК РФ).
Имущественная ответственность, которую несут потребительский кооператив и его члены, по сравнению с ответственностью других некоммерческих организаций является наибольшей. Поэтому исполнение заключаемых кооперативом сделок гарантировано.
Особым видом потребительских кооперативов являются кооперативы, входящие в систему потребительской кооперации, правовой статус которой определяется Законом РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.07.97 N 97-ФЗ) (далее - Закон о потребительской кооперации). Закон о потребительской кооперации не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в редакции Федерального закона от 07.03.97 N 47-ФЗ) (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации), а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и др.).
Необходимо иметь в виду, что понятие "потребительский кооператив", которое дается в ГК РФ, является родовым (более общим) понятием по отношению к термину "потребительское общество".
Основными задачами, предметом деятельности потребительской кооперации являются:
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Потребительская кооперация может существовать в форме потребительского общества или союза потребительских обществ, порядок создания и управления которыми регулируется Законом о потребительской кооперации.
Особой разновидностью потребительских кооперативов являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, правовое регулирование деятельности которых осуществляется Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива (п. 1 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
В зависимости от вида их деятельности они подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы.
Законом установлено, что потребительский кооператив образуется, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан.
Не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.
Учреждения
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ). Отметим, что учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества.
Как правило, большинство учреждений являются государственными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы. Но создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота (коммерческие и некоммерческие организации).
Многообразие различных учреждений не поддается описанию. Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки).
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
Собственником всего имущества учреждения является его учредитель. Являясь несобственником, учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления (абз. 2 п. 1 ст.120, ст. 296 ГК РФ). Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им, во-первых, в пределах, установленных законом, во-вторых, в соответствии с целями своей деятельности, в-третьих, в соответствии с заданиями собственника, в-четвертых, в соответствии с назначением имущества.
Права учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий, которые имеют право хозяйственного ведения. Учреждение, согласно ст. 298 ГК РФ, не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Собственнику имущества, закрепленного за учреждением, предоставляются практически неограниченные права в отношении имущества учреждения. Согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Особое внимание необходимо обратить на то, что, согласно п. 2 ст.299 ГК РФ, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, не являются собственностью учреждения, а поступают только в оперативное управление учреждения.
Несмотря на подобные имущественные ограничения, учреждение является юридическим лицом и полноправным участником гражданского оборота. Основным источником имущества учреждения являются полученные им по смете от собственника средства. Смета и характеризует их имущественную обособленность в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательской деятельности.
Заниматься предпринимательской деятельностью и вступать в отношения с коммерческими организациями учреждение может только с разрешения собственника и в случаях, прямо предусмотренных его учредительными документами. Вместе с тем за неисполнение своих обязательств учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения. Поэтому законодательство не предусматривает случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств учреждения его кредиторы предъявляют соответствующие требования к собственнику учреждения, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения. Отметим, что субсидиарный должник отвечает перед своим кредитором на тех же основаниях, что и основной должник, поэтому объем его ответственности не может превышать объем ответственности основного должника. В качестве примера можно привести Постановления Президиума ВАС РФ от 04.02.97 N 4943/96 и от 04.02.97 N 4944/96.
Немного подробнее рассмотрим бюджетные учреждения.
К бюджетным относятся учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основании сметы доходов и расходов (бюджетной сметы).
В последние годы помимо бюджетного финансирования в единый фонд финансовых средств таких учреждений входят также средства, полученные от оказания платных услуг. За счет единого фонда финансовых средств в установленном порядке формируются фонды оплаты труда, производственного и социального развития, материального поощрения и возмещаются материальные и приравненные к ним затраты.
Для бюджетных учреждений, работающих в новых условиях хозяйствования, вышестоящей организацией за счет единого фонда финансовых средств утверждаются нормативы формирования единого фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития. Норматив единого фонда оплаты труда устанавливается в процентном отношении к единому фонду финансовых средств или в размере сметных назначений на оплату труда.
В процентном отношении к оставшейся сумме единого фонда финансовых средств, за исключением произведенных расходов на возмещение материальных и приравненных к ним затрат, устанавливается норматив фонда производственного и социального развития. Оставшаяся часть единого фонда финансовых средств направляется на формирование фонда материального поощрения. Эти нормативы применяются и при формировании указанных фондов за счет средств, поступающих от оказания платных услуг.
Порядок формирования и использования фондов, ведения учета и составления отчетности учреждениями, состоящими на федеральном бюджете и работающими в новых условиях хозяйствования, установлен письмом Минфина РФ от 02.08.95 N 82 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования". Отметим, что указанным письмом установлен порядок ведения бухгалтерского учета при двух условиях бюджетного финансирования: средства выделяются учреждению согласно установленным нормативам на всю его функциональную деятельность и осуществляется финансирование только неотложных нужд, вызванных ограниченностью бюджетных средств.
Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет.
В 1997 г. возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.
Контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.08.94 N 984, осуществляет Минфин РФ.
Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ. За несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том числе предоставление отсрочек налоговых платежей. При просрочке уплаты процентов за их использование взимается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки согласно ст. 38 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
Основание для применения указанной в ст. 38 названного Федерального закона ответственности установлено в указе Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе", согласно п. 3 которого органам казначейства предоставлено право предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятий, учреждений и организаций средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению.
Взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в трехдневный срок по представлению органов казначейства.
Решение о применении ответственности принимается руководителями центрального и территориальных органов федерального казначейства.
Органы налоговой службы исполняют решения Главного управления федерального казначейства Минфина РФ и территориальных органов федерального казначейства о применении ответственности к организациям в соответствии с подп. 9 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", согласно которому налоговым органам предоставлено право взыскивать с организаций в бесспорном порядке в бюджет недоимки по обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательными актами.
Добавим, что по Положению о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.08.93 N 864, органы федерального казначейства имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета РФ, средств этого бюджета, направленных в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ (подп. "ж" п. 12).
Письмом Минфина РФ от 04.10.95 N 3-Е1-5 "О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета" уточняется, что при нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств как в истекшем, так и в текущем году орган федерального казначейства зачитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Минфина РФ и отраслевых министерств, ведомств РФ. Кроме того, названным письмом разъясняется порядок применения штрафных санкций к предприятиям, учреждениям и организациям, а также дается указание о том, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших нецелевое использование средств федерального бюджета, следует оформлять материалы для привлечения их к материальной ответственности в гражданско-правовом и административном порядке.
Объединения юридических лиц
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) также являются некоммерческими организациями. Цель создания объединения заключается в координации деятельности объединившихся организаций, а также в представлении и защите общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Создавать объединения могут как коммерческие, так и некоммерческие организации (в том числе и учреждения), но из содержания ст. 121 ГК РФ не вытекает возможность одновременного участия в одном объединении и коммерческих, и некоммерческих организаций.
Правовой статус объединений коммерческих организаций определяется нормами ГК РФ, а создание и деятельность объединений некоммерческих организаций регулируются соответствующими законодательными актами о некоммерческих организациях, рассмотренными выше.
Законодательство предусматривает две возможные формы объединений: ассоциация или союз. Данный перечень является исчерпывающим, и создание иных форм объединений не допускается. Законодательство не делает различий между двумя указанными формами, хотя на практике, как правило, ассоциации создаются по отраслевому (производственному) признаку, а союзы - по территориальному.
Если по решению участников, являющихся некоммерческими организациями, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ст.121 ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
В отличие от всех других некоммерческих организаций участниками объединений могут быть только юридические лица, а не граждане. Участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается.
Члены ассоциации (союза), создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Самостоятельным юридическим лицом с момента государственной регистрации становится и объединение. Имущество объединения, сформированное в том числе за счет взносов участников, является собственностью объединения. Участники объединения не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими объединению имущество.
Поскольку объединение создается для представления и защиты общих имущественных интересов участников и существует на их взносы, то оказание объединением услуг своим участникам производится безвозмездно (без дополнительной платы) (см. п. 1 ст. 123 ГК РФ).
Состав участников объединения не является постоянным. Изменение состава участников происходит путем выхода, исключения, принятия новых участников. Принятие новых членов в состав объединения допускается только с согласия всех членов объединения. Члены объединений имеют право по собственной инициативе выйти из объединения, но выход допускается только по окончании финансового года. Кроме этого, в некоторых случаях участник объединения может быть исключен из него по решению остающихся участников. Основания и порядок исключения членов объединений определяются исключительно нормами, установленными в его учредительных документах.
Правовой статус объединения определяется в его учредительных документах, которыми являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав. В учредительных документах объединения необходимо указать: цель и предмет деятельности, сведения о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации объединения, и иные сведения, указанные в законе.
Права юридического лица объединение приобретает с момента государственной регистрации. Обязательным условием государственной регистрации объединения является получение предварительного согласия антимонопольного комитета на создание объединения (см. ст. 17 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Получение указанного согласия требуется лишь для создания объединения коммерческих организаций.
Особенностью объединения является своеобразная ответственность участников по обязательствам объединения. Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. То есть законодательство предоставляет право участникам объединения самим определить размер своей ответственности по долгам созданного ими объединения. Поэтому участники объединений постараются ограничить размер своей ответственности, что вряд ли приведет к появлению объединений, участники которых будут нести полную (неограниченную) ответственность по обязательствам объединения.
Ответственность по обязательствам объединения несут не только его действительные участники, но также и лица, вышедшие или исключенные из объединения, а также лица, принятые в объединение:
вышедший (исключенный) участник объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода (это правило не может быть изменено учредительными документами объединения);
вступивший в объединение участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения, возникшим до его вступления (это правило может быть изменено учредительными документами объединения).
Поскольку объединения являются некоммерческими организациями, то они не могут непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Для получения дохода от предпринимательской деятельности объединение имеет право создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Полученная таким образом прибыль должна направляться на уставные цели объединения и не может быть распределена между его участниками. В случае если участниками на объединение возлагается ведение предпринимательской деятельности, то подобное объединение в соответствии с законодательством подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество (ст.121 ГК РФ).
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК РФ и ст. 6 Закона о некоммерческих организациях).
В категорию общественных и религиозных организаций входит большое число разнообразных объединений граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, молодежные и детские общественные объединения, организации общественного самоуправления и религиозные организации и т.п., каждое из которых имеет свои особенности правового регулирования. Гражданским кодексом РФ предусматриваются лишь некоторые положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.
Целью деятельности общественных и религиозных организаций является удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей участников. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Полученная организацией прибыль не распределяется между участниками (членами) организации, а направляется на ее уставные цели, что отличает общественные и религиозные организации от потребительских кооперативов.
В отличие от членов потребительских кооперативов участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. То есть они не имеют права требовать возврата внесенного взноса, выплаты какого-либо дохода и даже получения части имущества организации после ее ликвидации. Поэтому участники (члены) общественных и религиозных организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Важно обратить внимание, что участниками (членами) общественных и религиозных организаций не могут быть юридические лица, поскольку общественная организация - это объединение граждан. В качестве исключения Закон об общественных объединениях предусматривает, что участниками (членами) общественных объединений могут быть юридические лица, также являющиеся общественными объединениями (ст. 7).
Основная форма данной некоммерческой организации - общественное объединение, которое является обобщающим понятием всякого рода добровольных объединений граждан. Правовой режим и деятельность общественных объединений регулируются нормами Закона об общественных объединениях, действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также создаваемых коммерческими организациями некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2). Отметим, что особенности, связанные с деятельностью отдельных видов общественных объединений, регулируются помимо Закона об общественных объединениях и другими специальными нормативными актами, которые будут рассмотрены ниже.
Закон об общественных объединениях делает различие между видами общественных объединений, предусматривая возможность создания следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
По общему правилу для создания любого общественного объединения требуется не менее трех лиц, которые учреждают данное объединение и утверждают его устав (ст. 18 Закона об общественных объединениях). Обязательные требования к уставу общественного объединения содержатся в ст. 20 этого Закона.
Важно обратить внимание на то, что общественное объединение может осуществлять свою уставную деятельность с момента создания, поскольку Закон об общественных объединениях не требует обязательной регистрации общественного объединения (ст. 21). Но до момента государственной регистрации общественное объединение не приобретает прав юридического лица, а следовательно, не может быть участником гражданско-правовых отношений и не может заниматься предпринимательской деятельностью.
В случае если общественное объединение прошло государственную регистрацию, права юридического лица от имени общественного объединения осуществляет его постоянно действующий руководящий орган.
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, которая не только должна служить достижению установленных для них целей, но и строго соответствовать им (абз.2 п. 1 ст. 117 ГК РФ). Осуществляя предпринимательскую деятельность, общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Основываясь на ст. 117 ГК РФ и ст. 37 Закона об общественных объединениях, можно сделать вывод, что содержание деятельности таких коммерческих организаций должно соответствовать характеру целей их учредителей. Так, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью, являющегося средством массовой информации (статьи 27, 30 того же Закона), но не должна становиться учредителем, например, мебельной фабрики. При этом создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством РФ. Кроме того, напомним, что доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений, включая доходы от деятельности созданных ими коммерческих организаций, не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.
Разновидностью общественных объединений являются профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профессиональных союзов определяется Федеральным законом от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах).
Так же как и другие общественные объединения, профессиональные союзы приобретают правоспособность юридического лица, которая возникает с момента их государственной регистрации, хотя осуществлять свою уставную деятельность профсоюз вправе и без регистрации (ст. 8 Закона о профсоюзах). При этом юридическими лицами с момента их регистрации признаются как профсоюз в целом, так и первичные организации, входящие в профсоюз.
Закон о профсоюзах конкретизирует, что профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24).
Предпринимательскую деятельность профсоюзы вправе осуществлять через учрежденные ими организации при условии, что эта деятельность будет направлена на достижение целей, предусмотренных уставом, и соответствовать этим целям (п. 7 ст. 24 Закона о профсоюзах).
Религиозным объединением, согласно ст. 6 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание,
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Правовое регулирование деятельности религиозных групп и религиозных организаций осуществляется Федеральным законом от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".
Отметим только, что основным отличием религиозной группы от религиозной организации является то, что она осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Кроме того, необходимо добавить, что, согласно письму Госналогслужбы РФ от 22.05.95 N ВГ-6-01/286, религиозным организациям, являющимся юридическими лицами, но не имеющим объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не требуется представление налоговым органам расчетов по налогам, бухгалтерских отчетов и балансов.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации должны представлять налоговым органам расчеты налогов, бухгалтерские отчеты и балансы в общеустановленном порядке.
В форме общественной организации может быть создана и благотворительная организация согласно Федеральному закону от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ст. 7) (далее - Закон о благотворительной деятельности).
Статья 12 этого Закона регламентирует деятельность благотворительной организации.
Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных Законом о благотворительной деятельности целей.
Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций. Как и любая другая общественная организация, благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Для создания материальных условий реализации благотворительных целей она вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение указанных выше условий, взыскиваются в доход местного бюджета по местонахождению благотворительной организации и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты (ст. 20 Закона о благотворительной деятельности).
Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
- взносы учредителей благотворительной организации;
- членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
- благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
- доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
- поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
- доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труд добровольцев;
- иные не запрещенные законом источники.
Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Закона о благотворительной деятельности).
Имущество благотворительной организации не может быть передано (в форме продажи, оплаты товаров, работ, услуг и др.) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.
В дополнение отметим, что употребляемый в законодательстве применительно к некоммерческим организациям термин "благотворительные организации" обозначает не особую организационно-правовую форму некоммерческой организации, а определенный вид деятельности, которым занимаются некоммерческие организации. Благотворительные организации создаются помимо упомянутой формы общественной организации (объединения) также и в таких организационно-правовых формах, как фонд, учреждение, и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для осуществления благотворительной деятельности, т.е. добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Правовое положение благотворительных организаций определяется Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
***
Окончание статьи, где рассматриваются особенности формирования имущества некоммерческой организации, вопросы налогообложения и организации бухгалтерского учета, будет опубликовано в следующем номере ФПА "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
С. Клочихина
Выпуск 21, ноябрь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".