Государственное регулирование ценообразования на предприятиях розничной торговли (Выпуск 9, май 1997 г.)

283. В отношении какой продукции возможно государственное регулирование цен? Правомерно ли вмешательство административных органов в процесс ценообразования на предприятиях розничной торговли? Каковы пределы их полномочий? Какие санкции могут применяться?


Торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг) населению, самостоятельно определяют свободные розничные цены и тарифы в соответствии с конъюнктурой рынка в регионе, качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг исходя из отпускной цены поставщика (цены закупки) и торговой надбавки. Порядок формирования и применения свободных розничных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, приводится в гл. IV письма Минэкономики РФ от 20.12.95 N 7-1026 "Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги".

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен на внутреннем рынке не применяется, за исключением цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, приведенные в трех прилагаемых к этому документу перечнях.

Если реализуемая продукция (товар, услуга) упомянута в этих перечнях, то следует обратиться к соответствующему нормативному акту России или субъекта Федерации, учитывая, что государственное регулирование цен по первому перечню осуществляют Правительство РФ и федеральные исполнительные органы, а по двум другим перечням - органы исполнительной власти субъекта Федерации. Например, органы субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Виды нарушений государственной дисциплины цен установлены в п. 1.4 письма Роскомцен N 01-17/030-23, Минфина РФ N 112, Госналогслужбы РФ от 01.12.92 N ВЗ-6-05/410 "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" (далее - Порядок).

К предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции. В бесспорном порядке изымаются из прибыли в доход бюджета излишне полученные суммы, которые для предприятий торговли определяются следующим образом:

а) в случаях применения завышенных надбавок - как разница между фактической суммой надбавки, полученной от реализации продукции (товаров), и суммой надбавки, указанной в нормативном документе;

б) в случаях применения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования, - как разница между суммой надбавки, рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на тот же объем, рассчитанный по ценам, указанным в действующих нормативных документах.

В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф (п. 1.5 Порядка).

Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами и органами ценообразования и контроля за ценами субъектов РФ. Кроме того, на предприятиях торговли контроль осуществляется органами Государственной инспекции по торговле и качеству товаров (п. 1.8 Порядка).

Органы ценообразования и контроля за ценами проводят проверки, по которым принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных предприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен, и о взимании штрафа. Решение направляется Государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика, для его исполнения (п. 9 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе").

Предприятия могут направлять жалобы руководителю вышестоящего органа не позднее месячного срока со дня получения решения (п. 3.5 Порядка) либо обратиться с иском в арбитражный суд.


С. Клочихина

Выпуск 9, май 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.