Порядок осуществления деятельности по распространению лотерейных билетов всероссийских лотерей (Выпуск 23, декабрь 1997 г.)

703. Предприятие на основании гражданско-правовых договоров занимается реализацией лотерейных билетов всероссийских лотерей. Билеты всероссийских лотерей поступают от организаторов лотерей вместе с пакетом документов, в том числе с разрешением Минфина РФ.

Правомерно ли утверждение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого мы занимаемся распространением лотерейных билетов, что деятельность по реализации данных билетов подлежит регистрации исполнительными органами субъекта Российской Федерации, равно как и сама деятельность по проведению всероссийской лотереи на данной территории?


Осуществление лотерейной деятельности на территории Российской Федерации регулируется указом Президента РФ от 19.09.95 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации", утвердившим Временное положение о лотереях в Российской Федерации (далее - Временное положение), а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с Указом, который действует вплоть до принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с п. 18 Временного положения проведение на территории Российской Федерации любых лотерей независимо от вида, типа и территориального статуса подлежит обязательной государственной регистрации. При этом в каждой лотерее обязательно подлежит регистрации авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи (п. 20 Временного положения).

Юридические лица, занимающиеся только распространением лотерейных билетов, не являются ни ее авторами (согласно п. 14 Временного положения, авторами признаются физические лица или группа лиц, которые изобрели данную лотерею), ни ее учредителями (таковыми признаются лица, зарегистрировавшие лотерею, получившие соответствующее свидетельство и несущие всю ответственность за лотерейный процесс (п. 15 Временного положения)).

Более того, распространители лотерейных билетов не могут быть признаны и соответственно не подлежат обязательной регистрации в качестве организаторов лотерей, так как в соответствии с Временным положением организаторы лотерей (а ими могут быть как учредители, так и иные лица, осуществляющие данную деятельность на основе договора с учредителем) занимаются организацией и проведением всего процесса лотерейного розыгрыша. При этом в их функции входит, в частности, разработка и представление технико-экономического обоснования лотереи, проекта организационной структуры оргкомитета лотереи, организация полиграфической, рекламной, кассовой работы, необходимой для обслуживания заявленной лотереи, и т.п.

Иными словами, организатор лотереи осуществляет весь комплекс мероприятий, необходимых для организации и проведения лотереи. С этой целью он может заключать различные договоры (в том числе с юридическими лицами), предметом которых будет являться распространение лотерейных билетов (см., например, п. 33 Временного положения).

Что касается необходимости регистрации всероссийской лотереи исполнительными органами субъекта Российской Федерации, на территории которой она проводится, то следует сказать следующее.

В соответствии с п. 12 Временного положения всероссийской лотереей признается лотерея, проводимая на двух или более административных территориях, относящихся к различным субъектам Российской Федерации или вообще не имеющая ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации.

При этом, согласно п. 19 Временного положения, данные лотереи регистрируются государственным органом, уполномоченным Правительством РФ. В соответствии с указом Президента РФ от 14.08.96 N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", а также с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1004 "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" государственную регистрацию и выдачу разрешений на проведение всероссийских лотерей уполномочен осуществлять Минфин РФ, а спортивных лотерей - только после согласования учредителем лотереи условий их проведения в Государственном комитете по физкультуре и туризму.

Что касается исполнительных органов субъекта Российской Федерации, то данные органы уполномочены производить регистрацию только региональных и муниципальных лотерей, проводимых на территории субъекта Российской Федерации (п. 19 Временного положения).

Таким образом, никаких дополнительных регистраций в исполнительных органах субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся всероссийские лотереи, прошедшие регистрацию в Минфине РФ, не требуется.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с подп. "м" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) на территории субъекта Российской Федерации может быть введен местный налог в виде лицензионного сбора за право проведения местных аукционов и лотерей. Данный вид сбора уплачивают юридические или физические лица - устроители местных аукционов и лотерей, имеющие соответствующее разрешение на их проведение в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с Законом об основах налоговой системы, а также Примерными положениями по отдельным видам местных налогов (сборов), утвержденными письмом ВС РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20.

Таким образом, в связи с тем что юридические лица, занимающиеся распространением лотерейных билетов, не являются устроителями - организаторами лотереи, они не должны уплачивать лицензионный сбор, предусмотренный подп. "м" п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы.


Р. Алексахина

Выпуск 23, декабрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.