Ответственность за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии (Выпуск 19, октябрь 1997 г.)

591. Предприятием был оплачен сбор за право торговли. Лицензия на право торговли была выдана только через два месяца. Кем и какие санкции могут быть применены к предприятию, если оно осуществляло торговую деятельность без лицензии?


В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Право юридического лица осуществлять такую деятельность возникает только с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок, поэтому уплата лицензионного сбора, естественно, не дает еще права заниматься лицензируемой деятельностью.

Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 5 письма от 19.01.93 N С-13/ОП-19), если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществляется без указанного разрешения, такая деятельность должна рассматриваться как незаконная.

При этом за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия такого специального разрешения предусмотрены различные виды ответственности.

Прежде всего ГК РФ особо выделяет возможность принудительной ликвидации юридического лица по решению суда, которая является исключительной мерой ответственности. С требованием о ликвидации в суд могут обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления (пункты 2, 3 ст. 61). Необходимо, чтобы право на предъявление такого требования было предусмотрено законом. Заметим, что указанные дела о ликвидации подведомственны арбитражным судам (разд. 3 письма ВАС РФ от 19.08.94 N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике", в редакции информационного письма ВАС РФ от 12.09.96 N С1-7/ОП-554).

Что касается сделок, совершенных за период отсутствия лицензии, то они отнесены к числу оспоримых, т. е. могут быть признаны недействительными только судом при условии, что вторая сторона знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК РФ). Последствием признания такой сделки недействительной является двусторонняя реституция, т.е. каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Внесенное ГК РФ 1994 г. изменение последствий признания указанной сделки недействительной (в отличие от ГК РСФСР, когда в соответствии со ст. 49 ГК РСФСР все полученное по сделкам взыскивалось в доход бюджета), было вызвано необходимостью обеспечить защиту контрагента соответствующего юридического лица.

Требование о признании сделки недействительной может предъявить наряду с самим юридическим лицом или его учредителем (участником), не получившим лицензию, также государственный орган, осуществляющий обязательный контроль или надзор за деятельностью юридического лица.

Ранее при выявлении фактов осуществления юридическими или физическими лицами предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии налоговые органы на основании ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и гражданского законодательства обращались в суд или арбитражный суд с исками о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности, о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам и о ликвидации предприятия, а при необходимости возбуждали ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью (письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 01.11.93 N 119, НП-4-04/172Н; приложение 1 к письму Госналогслужбы РФ от 14.06.94 N ВП-6-08/210).

При этом налоговые органы в своих действиях руководствовались следующим. Согласно Закону РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", задачей государственных налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством.

В целях реализации этой задачи налоговые органы используют свои властные полномочия с тем, чтобы обеспечить действенный контроль за соблюдением плательщиками налоговых законов, невыполнение которых влечет за собой предусмотренную налоговым законодательством ответственность.

Вместе с тем налоговые органы вправе на основании п. 11 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, а также о взыскании необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Однако необходимо учитывать тот факт, что полномочия, которыми налоговые органы наделены для решения стоящих перед ними задач по контролю за соблюдением налогового законодательства, не могут быть реализованы в сфере лицензирования, так как контроль за соблюдением порядка и условий лицензирования законодательством не отнесен к ведению налоговых органов.

Указанный контроль за соблюдением порядка и условий лицензирования Постановлением Правительства РФ от 27.05.93 N 492 возложен на различные территориально-отраслевые органы администраций краев, областей, автономных областей, городов федерального значения, выдавших лицензию.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 02.11.95 N 590-РМ утверждено Положение о Московской лицензионной палате. Основной целью создания Палаты является осуществление политики лицензирования видов деятельности предприятий и организаций, подлежащих лицензированию, а также осуществление контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов Российской Федерации в этой сфере.

На основании п. 1.4 упомянутого Положения, Московская лицензионная палата является юридическим лицом и вправе выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в качестве государственного органа исполнительной власти в защиту государственных и общественных интересов.

При установлении видов деятельности субъектов лицензирования без надлежаще оформленной лицензии лицензионные органы самостоятельно предъявляют арбитражные и судебные иски, в том числе по применению санкций за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии (п. 3.1 Положения).

Помимо этого, контрольные органы (Контрольное управление Московской лицензионной палаты, контрольные подразделения органов лицензирования и другие государственные и территориальные органы, в пределах прав, предоставленных им законодательством) при выявлении случаев осуществления деятельности без лицензии могут направлять материалы в прокуратуру для применения к юридическим лицам (предпринимателям без образования юридического лица) мер ответственности (п. 4.2 Временного положения об ответственности юридических лиц и граждан, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию, без лицензии или с нарушением лицензионных условий, являющегося приложением 3 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.08.95 N 699).

Если же говорить о налоговых органах, то при выявлении ими фактов осуществления деятельности юридическими лицами без получения лицензии они сообщают об этом (например, могут направить материалы проверок) в уполномоченные органы по лицензированию отдельных видов деятельности, в органы прокуратуры и правоохранительные органы.

Следует обратить внимание на то, что в развитие предоставленного подп. "а" п. 1 ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" права налоговым органам возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью прокуратуры в свою очередь могут предъявлять в арбитражные суды иски в защиту общественных интересов о прекращении деятельности, осуществляемой организацией без надлежащего разрешения (лицензии) (письмо Госналогслужбы РФ от 22.02.96 N НП-6-11/127 "О прекращении деятельности организаций", Постановление Президиума ВАС РФ от 01.08.95 N 38-4156-94).

Кроме того, в случаях обращения органов, уполномоченных на ведение лицензирования (по Москве, например, Московской лицензионной палаты или лицензионных органов г. Москвы), непосредственно в госналогинспекции с запросами о предоставлении им информации о налогоплательщиках налоговые органы руководствуются ст. 16 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пунктами 4, 5 Положения о Государственной налоговой службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.91 N 340, разъяснением Госналогслужбы РФ от 11.05.95 N ЮБ-6-18/261 "О порядке предоставления сведений по запросам сторонних организаций", иными актами законодательства, определяющими порядок предоставления сведений госналогинспекциями.

В дополнение отметим, что изложенная в данном ответе позиция аналогична позиции, которой придерживается и Госналогинспекция по г. Москве (письмо от 30.01.96 N 13-10/2093 "О лицензировании").

Статьей 171 УК РФ, вступившего в силу с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, или если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда), наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, совершенное организованной группой; сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда); совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.


С. Клочихина

Выпуск 19, октябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.