• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Безакцептное списание недоимок по налогам (Выпуск 24, декабрь 1997 г.)

741. У предприятия образовалась недоимка по налогу на содержание ЖКХ. Комитет по финансам и налоговой политике районной администрации выставил на расчетный счет предприятия инкассовое распоряжение на списание пеней по данному налогу, и банк исполнил это распоряжение.

1. Правомерны ли действия указанного комитета по списанию пеней при наличии недоимки по указанному налогу?

2. Несет ли банк ответственность за списание недоимок и пеней по инкассовым распоряжениям, выставленным комитетом по финансам и налоговой политике?


1. Прежде всего, уточним, что речь в вопросе идет о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, относящемся к местным налогам в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.97).

Согласно п. 1 ст. 13 названного Закона, взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке.

Право бесспорного взыскания в бюджет недоимок и сумм штрафов за нарушение налогового законодательства предоставлено только органам Госналогслужбы РФ (п. 9 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР"). То есть только налоговая инспекция или управление (отдел) налоговых расследований при налоговой инспекции вправе производить бесспорное списание недоимок по налогам.

Таким образом, комитет по финансам и налоговой политике районной администрации превысил свои полномочия, и предприятие вправе на основании ст. 22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления (в лице названного комитета) как не соответствующего закону и нарушившего права и законные интересы предприятия.

В данной ситуации, согласно п. 1 письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.04.94 N С1-7/ОП-299, оспариванию будет подлежать инкассовое распоряжение, подписанное полномочным лицом, как одна из форм управленческого акта (решения). Несмотря на то что в указанном письме рассматриваются вопросы, связанные с признанием недействительными актов государственных налоговых инспекций, применение его положений к описанной в вопросе ситуации будет, по нашему мнению, правомерным, поскольку в обоснование изложенной позиции приводятся общетеоретические доводы.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случае признания судом управленческого акта (инкассового распоряжения) недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Как правило, одновременно с признанием недействительным инкассового распоряжения суд выносит решение о возврате из бюджета денежных средств, списанных на основании названного документа. Если это не произойдет, предприятие вправе самостоятельно на основании ст. 22 АПК РФ предъявить комитету иск о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона, а также иск о возмещении убытков (ст. 16 ГК РФ).

2. При рассмотрении вопроса об ответственности банка за списание средств со счета клиента в бесспорном (безакцептном) порядке необходимо сначала обратиться к Правилам безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденным Госбанком СССР 30.09.87 N 2 (далее - Правила), которые в соответствии с телеграммой ЦБ РФ от 02.10.92 N 218-92 сохраняют свое действие на территории России в части применения норм, относящихся к безакцептному (бесспорному) взысканию средств со счетов предприятий, учреждений и организаций (т.е. пункты 25, 26, 279 - 292, 305 Правил).

Пунктами 279 и 280 Правил установлено, что бесспорное списание средств со счетов всех предприятий при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, осуществляется государственными налоговыми инспекциями на основании распоряжений, представляемых на бланке платежного требования с обязательной ссылкой на пункт акта законодательства, которым взыскателю предоставлено право списания средств в бесспорном порядке. При этом ответственность за правильность взыскания, а также за ссылки на основание для бесспорного взыскания несет взыскатель. Учреждения банка не рассматривают возражения плательщиков против списания средств в бесспорном порядке по существу.

К банку же можно предъявлять требования лишь за нарушения обязательств по расчетно-кассовому обслуживанию, предусмотренных федеральными законами, нормативными актами и предписаниями Банка России, а также договором банковского счета, заключенным банком с предприятием.

При рассмотрении описанной в вопросе ситуации хотелось бы отметить, что комитетом районной администрации представлены в банк инкассовые поручения (распоряжения), списание средств по которым со счетов предприятий производится на основании подлинных исполнительных и приравненных к ним документов (пункты 281 - 283 Правил).

Если банк в нарушение вышеизложенных требований произвел списание денежных средств, то предприятие вправе обратиться в арбитражный суд с иском к банку о возмещении убытков, вызванных необоснованным списанием банком денежных средств со счета клиента (в соответствии со статьями 15 и 856 ГК РФ).

Кроме того, в случае если действия кредитной организации (банка), совершенные в нарушение нормативных актов и предписаний Банка России, создали реальную угрозу интересам клиента кредитной организации, то Банк России вправе предъявить к кредитной организации меры ответственности, предусмотренные ст. 75 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 28.04.97), в связи с чем можно рекомендовать предприятию обратиться в Банк России с соответствующим заявлением.


И. Завражнова

Выпуск 24, декабрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.