Особенности налогообложения работ и услуг, местом реализации которых является Российская Федерация (Выпуск 24, декабрь 1997 г.)

Особенности налогообложения работ и услуг,
местом реализации которых является Российская Федерация


С точки зрения многих специалистов в области налогообложения и бухгалтерского учета, основная сложность в налогообложении экспортируемых работ и услуг состоит во временном и пространственном совпадении процессов оказания и потребления услуги или работы.

Первым шагом к практическому решению этой проблемы явилось то, что страны Европейского Экономического Сообщества признали факт необходимости разработки согласованного механизма установления и взимания национальных налогов, в особенности косвенных.

В этой связи Шестой директивой Совета ЕЭС 1977 г. были определены основополагающие принципы исчисления и уплаты НДС в европейских странах (в частности, по экспортируемым работам, услугам) и разработаны соответствующие рекомендации для унификации взимания налога в Европе. Последние уточнения в Директиву были внесены в 1991 г., а положения документа в целом включены в налоговые законодательства практически всех стран ЕЭС.

Как правило, в национальных законодательствах европейских государств проблема налогообложения подобного рода работ и услуг решается путем установления принципа обложения НДС в зависимости от места реализации работ (услуг).

Российский законодатель долгое время придерживался собственного взгляда на налоговые отношения, связанные с экспортом работ и услуг. Все услуги, оказываемые за пределами государств - участников СНГ, при наличии документов, подтверждающих факт их оказания вне территории РФ и СНГ, для целей налогообложения считались экспортируемыми и не подлежали обложению НДС (подп. "а" п. 14 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 в редакции изменений N 1 и 2, далее - Инструкция N 39).

Однако при такой трактовке Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) допускалась серьезная ошибка, поскольку работы и услуги, оказываемые не на территории РФ, свободны от налогообложения по законодательству РФ в силу территориального принципа, а вовсе не по причине их экспортного характера.

Иными словами, обложению НДС по п. 1 ст. 3 Закона подлежат лишь те обороты по реализации работ (услуг), которые оказаны на территории РФ. Соответственно ст. 5 Закона, содержащая перечень освобожденных от НДС товаров (работ, услуг), изначально исключает из-под налогообложения обороты по реализации только тех товаров (работ, услуг), которые совершены на территории РФ. Экспортируемые работы и услуги, о которых говорится в подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона, также изначально считаются фактически произведенными (оказанными) на территории России.

В этой связи вызывало недоумение: как налоговое законодательство РФ может диктовать режим налогообложения работ и услуг, произведенных на территории иностранных государств? И единственный вывод, который напрашивался в данной связи, состоял в том, что выполнение работ (оказание услуг) за рубежом не образует объекта для исчисления и уплаты НДС в принципе в силу того, что эти обороты совершены за пределами территории РФ. Соответственно постановка вопроса о том, что обороты по реализации работ (услуг), совершенные за пределами Российской Федерации, не облагаются НДС по п. 1 ст. 5 Закона, была неправомерной.

Все эти факторы в конечном итоге привели к необходимости практического использования разработанных Советом ЕЭС рекомендаций, наконец, и в российском налоговом законодательстве, поскольку, как показала практика, в них учтены все особенности экономического содержания работ и услуг.

С принятием Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в основу налогообложения работ и услуг были положены совершенно новые для российского законодательства принципы. Некоторые специалисты назвали новый подход российского законодательства даже новаторским.

Изменения законодательства о взимании НДС состояли в том, что пункт Инструкции N 39, о котором говорилось выше, как и вызванные им недоразумения, был исключен, а в Законе о НДС появилось новое понятие "место реализации работ (услуг)", в соответствии с которым теперь регулируется налогообложение работ и услуг на территории РФ.

Начиная с 1 января 1996 г. решение вопроса о том, в какой стране будет облагаться НДС та или иная выполненная работа или оказанная услуга, зависит от места их реализации. Если местом реализации работы или услуги окажется РФ, эта работа или услуга будет облагаться НДС по законодательству Российской Федерации.

Очевидно, что в подобных условиях применение в налоговом законодательстве понятия "экспорт работ и услуг" возможно только в отношении работ, органически связанных с экспортом товаров или продукции. Это - услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров или продукции российских экспортеров, а также транзитных грузов иностранных фирм. Заметим, что такие виды работ и услуг по-прежнему находятся в числе освобождаемых от НДС по п. 1 ст. 5 Закона.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие принципиальные выводы.

Во-первых, НДС, согласно российскому законодательству, облагаются только те работы и услуги, оборот по совершению которых произошел непосредственно на территории РФ (при этом критерии их совершения на территории России закреплены в п. 5 ст. 4 Закона).

Во-вторых, работы и услуги, перечисленные в п. 1 ст. 5 Закона (п. 14 Инструкции N 39), изначально считаются оказанными на территории РФ независимо от места их фактического потребления. Однако такие виды работ (услуг) отнесены к экспортируемым и обороты по их совершению налогом на добавленную стоимость по законодательству РФ не облагаются.

Остановимся более подробно на некоторых моментах.


* * *


Итак, согласно п. 1 ст. 3 Закона, объектами обложения НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При этом объектом для исчисления НДС при реализации работ являются объемы выполненных работ, а при реализации услуг - выручка, полученная от их оказания (пункты 6, 7 Инструкции N 39).

Место реализации работ (услуг), как было отмечено выше, в соответствии с подп. "д" п. 5 ст. 4 Закона определяется в зависимости от места осуществления экономической деятельности предприятия, выполняющего работы или оказывающего услуги.

Нужно заметить, что ни сам Закон, ни Инструкция N 39 по его применению не раскрывают понятия места экономической деятельности предприятия-исполнителя или подрядчика. Вместе с тем в практических целях определения этого термина представляется целесообразным воспользоваться определением, содержащимся в проекте Налогового кодекса РФ.

Как следует из п. 1 ст. 33 проекта Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), местом экономической деятельности предприятия признается место его государственной или аналогичной регистрации, а при отсутствии такового - место, указанное в учредительных документах (юридический адрес - Ю.К.). В случае если государственная регистрация предприятия произведена не была либо в его учредительных документах не указан юридический адрес, место деятельности предприятия определяется по месту фактического осуществления его основной деятельности на основе данных, представляемых им в налоговые органы, а при непредставлении таких данных или их недостоверности - на основе имеющейся информации.

Если же достаточная информация отсутствует и место осуществления основной деятельности предприятия установить невозможно, местом его деятельности признается место управления предприятием или местонахождение его постоянно действующего исполнительного органа (п. 2 ст. 33 Кодекса).

Следует заметить, что к решению вопроса о месте экономической деятельности предприятий имеется и другой подход. В частности, некоторые специалисты придерживаются той точки зрения, что из-за отсутствия в налоговом законодательстве развернутой характеристики этого понятия допустимо использовать нормы гражданского права о месте совершения сделок (см.: С.Г. Пепеляев. Правовая квалификация порядка исчисления и уплаты НДС // Налоги, 1996, N 1).

Возвращаясь к ст. 4 Закона, нужно заметить, что из общего правила, в соответствии с которым местом реализации работ (услуг) считается место экономической деятельности предприятия, выполняющего работы либо оказывающего услуги, есть определенные исключения.

Эти исключения содержатся в подпунктах "а" - "г" п. 5 ст. 4 Закона, и состоят в том, что налогообложение одних работ (услуг) зависит от места их фактического осуществления, других - от места экономической деятельности покупателя (заказчика) работ (услуг), а третьих - от местонахождения имущества, с которыми эти работы или услуги связаны.

Рассмотрим эти исключения подробнее.

1. Работы (услуги), связанные с объектами недвижимости, включаются в облагаемый НДС оборот в зависимости от местонахождения недвижимого имущества (подп. "а" п. 5 ст. 4 Закона). При этом к подобного рода работам (услугам) следует относить строительные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, риэлторские услуги и т.п.

Напомним, что под объектами недвижимости понимаются земельные участки, водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которые без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

2. Работы (услуги), связанные с движимым имуществом (кроме аренды движимого имущества), равно как и услуги, оказываемые в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности, облагаются НДС в зависимости от места фактического осуществления работ (услуг) (подп. "б" и "в" п. 4 ст. 4 Закона).

3. Наконец, услуги, перечисленные в подп. "г" п. 5 ст. 4 Закона, облагаются НДС у покупателя (заказчика) такой услуги при условии, что покупатель (заказчик) имеет местонахождение в одном государстве, а исполнитель - в другом.

В этом пункте Закона перечислены следующие виды услуг:

- услуги по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских и иных аналогичных прав;

- консультационные, юридические, бухгалтерские, рекламные, инжиниринговые, а также услуги по обработке информации и иные аналогичные услуги.

Заметим, налогоплательщиками часто относятся к инжиниринговым работам (услугам) строительно-монтажные работы. В этой связи в Инструкции N 39 специально указаны те виды работ (услуг), которые в действительности являются инжиниринговыми. Это работы по подготовке технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и им подобные услуги.

В целях предупреждения неоднозначных трактовок понятия "услуги по обработке информации" в Инструкции N 39 раскрыто его содержание. К такого рода услугам относятся:

- услуги по осуществлению сбора и обобщения информации, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки информации;

- услуги по предоставлению персонала в случае если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя;

- услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением транспортных средств транспортных предприятий;

- услуги агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (юридическое или физическое) для выполнения перечисленных выше услуг.

Говоря о правилах определения места реализации работ (услуг), нужно заметить, что в редакции изменений N 1 Закона присутствовало еще одно исключение, связанное с местом реализации работ по осуществлению перевозок, а именно: местом реализации таких работ (услуг) признавалась Российская Федерация только в том случае, если более половины расстояния приходилось на ее территорию. В настоящее время в силу Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ данная норма не действует.

Поэтому услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа (при соблюдении определенных условий) считаются экспортируемыми, т.е. оказанными на территории РФ, и НДС не облагаются. Помимо этого хотелось бы обратить внимание на те работы (услуги), которые носят вспомогательный характер по отношению к реализации других (основных) товаров, работ, услуг. Местом реализации таких работ (услуг) признается место реализации основных товаров (работ, услуг). Примером подобной сделки может быть договор поручения, в котором предусматривается поиск поверенным покупателей товара и заключение с ними контрактов на его реализацию.

Нужно заметить, что документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг), согласно п. 9 Инструкции N 39, являются:

- контракт с иностранными или российскими лицами;

- платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ (оказанных услуг);

- акты, справки и иные документы, подписанные продавцом (исполнителем) и покупателем (заказчиком) работ (услуг).


* * *


Интересным моментом, связанным с налогообложением работ (услуг) в условиях действия нового принципа налогообложения в зависимости от места реализации работ (услуг), является порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при выполнении работ или оказании услуг на территории иностранных государств.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда российские предприятия приобретают товары (работы, услуги) у российских поставщиков (исполнителей) с целью их использования при выполнении работ или оказании услуг, местом реализации которых в силу п. 5 ст. 4 Закона будет признано иностранное государство и обороты по реализации которых по российскому законодательству НДС не облагаются.

Возможность зачета, возмещения или отнесения на издержки производства и обращения суммы этого налога в первую очередь зависит от того, на территории какого государства (дальнего или ближнего зарубежья) были произведены работы или услуги. При этом в случае реализации работ (услуг) за пределами территории РФ и стран - участниц СНГ порядок зачета НДС различается в зависимости от того, что конкретно было приобретено для их совершения, - материальные ценности (товары) или работы (услуги).

Так, согласно п. 20 Инструкции N 39, суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории РФ и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых является территория государств - участников СНГ, к возмещению (зачету) не принимаются.

Объясняется этот факт тем, что, поскольку местом реализации указанных работ (услуг) является не территория РФ, а территория государства - участника СНГ, такой оборот является потенциальным объектом налогообложения по законодательству этого государства. Следуя же этой логике, можно сделать вывод, что возмещение (зачет) НДС, уплаченного российским поставщикам товаров, исполнителям работ (услуг), использованным при осуществлении этих работ (услуг), за счет российского бюджета производиться не должно. В связи с этим российскому предприятию-исполнителю придется увеличить стоимость выполняемых работ (услуг), чтобы возместить затраты, связанные с уплатой НДС поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг) за счет покупателей (заказчиков) работ (услуг).

Что же касается НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованным при выполнении работ (оказании услуг) на территории стран дальнего зарубежья, то в данном случае нужно иметь в виду, что суммы налога, уплаченные за приобретенные материальные ресурсы (товары), после получения выручки за реализованные работы (услуги) принимаются к возмещению (зачету), а суммы налога, уплаченные за работы (услуги), из бюджета не возмещаются, а относятся на издержки производства и обращения (п. 20 Инструкции N 39).

Нужно заметить, что суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов (товаров), приобретенных в РФ и вывезенных в соответствии с таможенным режимом "экспорт", так же как и в случае их использования при осуществлении работ (услуг), местом реализации которых будет признана территория иностранного государства, после получения выручки от реализации работ (услуг) принимаются к возмещению (зачету).


* * *


Еще один блок вопросов, возникающих у налогоплательщиков с введением в налоговое законодательство понятия "место реализации работ (услуг)", связан с порядком уплаты НДС иностранными предприятиями и хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, которые в силу осуществления определенной деятельности признаются плательщиками НДС на территории Российской Федерации.

Речь идет о случаях, когда иностранное предприятие или предприятие, расположенное на территории страны СНГ, выполняет работы или оказывает услуги российскому юридическому лицу, и местом реализации этих работ (услуг), согласно п. 5 ст. 4 Закона, признается Российская Федерация, обороты на территории которой облагаются НДС.

Механизм уплаты налога на добавленную стоимость иностранными предприятиями, под которыми в контексте Закона и Инструкции N 39 понимаются предприятия, происходящие из стран дальнего зарубежья, больших затруднений не вызывает, тогда как уплата НДС с оборотов по реализации работ (услуг) предприятиями стран СНГ по причине нечеткости налогового законодательства представляется не совсем ясной и однозначной. Остановимся на этом подробнее.

Порядок уплаты в российский бюджет НДС иностранными предприятиями регламентируется п. 5 ст. 7 Закона, п. 21 Инструкции N 39.

Существуют два варианта уплаты налога, которые возникают в зависимости от того, состоит иностранное лицо на учете в налоговых органах РФ или нет.

В случае реализации работ (услуг) на территории РФ иностранными предприятиями, состоящими на учете в налоговом органе, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от реализации на территории РФ работ (услуг), и суммами налога, уплаченными таможенным органам при ввозе товаров, а также материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения, приобретенных на территории РФ.

Если же на территории РФ реализация работ (услуг) производится иностранным предприятием, не состоящим на учете в налоговом органе, то уплата налога на добавленную стоимость производится российскими предприятиями - покупателями (заказчиками) работ (услуг) за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.

В данной связи следует иметь в виду, что при расчетах с иностранными организациями исчисление суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет, производится с полной суммы выручки, причитающейся иностранному предприятию, по расчетной ставке в размере 16,67% (письмо Госналогслужбы РФ от 30.07.96 N ВГ-6-06/525 "Об уплате НДС при реализации товаров на территории РФ иностранными предприятиями").

При этом нужно заметить, что суммы НДС, фактически уплаченные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, по выполненным работам (оказанным услугам), местом реализации которых была признана РФ и стоимость которых относится на издержки производства и обращения, у российского предприятия подлежат зачету или возмещению (п. 21 Инструкции N 39).

Суммы такого налога отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным работам, услугам") и после фактической уплаты в бюджет списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость").

Следует также иметь в виду, что суммы НДС, уплаченные за иностранное предприятие по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от уплаты НДС в соответствии с подпунктами "в" - "ш", "я" и "я.1" п. 1 ст. 5 Закона относятся на издержки производства и обращения и зачету (возмещению) не подлежат (подп. "б" п. 20 Инструкции N 39).


* * *


Что касается порядка уплаты НДС предприятиями, находящимися на территориях государств - участников СНГ и осуществляющими реализацию работ или услуг на территории Российской Федерации, то, как было сказано выше, он представляет для налогоплательщиков большие трудности, основная причина которых состоит в отсутствии нормативного регулирования рассматриваемой ситуации. Тем не менее хотелось бы предложить свой подход к решению этой проблемы, который, на наш взгляд, является достаточно объективным и в нынешних условиях вполне обоснованным.

В силу ст. 2 Закона плательщиками данного вида НДС являются предприятия, в том числе иностранные, осуществляющие на территории РФ производственную или иную коммерческую деятельность.

Таким образом, независимо от того, совершает ли иностранное лицо на территории РФ разовую работу (услугу) или же его деятельность носит характер систематической предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг, объемы выполненных работ либо выручка, полученная от оказания услуг, должны облагаться НДС в общеустановленном порядке.

При этом первоначально в отношении иностранных лиц, имеющих обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, как и в отношении российских налогоплательщиков, действовал общий порядок перечисления соответствующей суммы налога в бюджет (в настоящее время он содержится в п. 19 Инструкции N 39). Иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах, фактически не уплачивали налог в российский бюджет, а техническая невозможность привлечениях их к финансовой ответственности выводила совершенные ими обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ из-под налогообложения вовсе.

Со вступлением в силу Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налогообложение иностранных юридических лиц, являющихся плательщиками НДС по законодательству РФ, но не состоящих на учете в налоговых органах, стало производиться путем удержания соответствующей суммы налога и перечисления ее в бюджет российскими лицами, выплачивающими средства за выполненные работы или оказанные услуги иностранному партнеру. Подобная конструкция отношений свидетельствовала о том, что с указанной даты российские предприятия - источники выплат приобрели статус налоговых агентов, к которым при наличии в Законе соответствующей нормы может быть применена ответственность за неисполнение возложенных обязанностей (в настоящее время в Законе о НДС такой нормы нет).

Данный порядок был зафиксирован в п. 21 Инструкции N 39 и, как следует из его содержания, адресовался иностранным организациям, являющимся юридическими лицами по законодательству государств дальнего зарубежья.

Комплексный анализ положений Инструкции N 39 позволял ранее и позволяет сейчас говорить о том, что в качестве плательщиков НДС помимо российских предприятий и иностранных юридических лиц фигурируют также хозяйствующие субъекты стран - участниц СНГ. Между тем механизм уплаты налога в российский бюджет специально для этих субъектов предпринимательской деятельности не разработан, хотя ситуации, когда предприятия государств - участников СНГ могут оказаться плательщиками НДС, выполняя работы или оказывая услуги, местом реализации которых будет признана Российская Федерация, вполне вероятны. В этих случаях встает вопрос о том, как уплата этого налога в бюджет будет осуществляться практически, и может ли в данном случае использоваться порядок, предусмотренный для иностранных организаций.

Действительно, в сложившихся условиях может показаться, что отсутствие разработанного механизма перечисления в бюджет РФ налога хозяйствующими субъектами стран СНГ позволяет руководствоваться порядком, предусмотренным п. 21 Инструкции N 39. Такой подход основан прежде всего на сходности отношений, складывающихся между российскими предприятиями и их иностранными партнерами, а также между российскими лицами и хозяйствующими субъектами стран СНГ и, на первый взгляд, вполне логичен.

Однако эта позиция, во-первых, не учитывает обстоятельств, в связи с которыми в Закон и Инструкцию N 39 был включен пункт о необходимости удержания российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным организациям, налога на добавленную стоимость. Во-вторых, не принято во внимание регулирование принципов взимания и уплаты НДС на межгосударственном уровне (об это мы говорили в самом начале данной статьи).

Кроме того, формальный подход не дает оснований для вывода о том, что механизм уплаты НДС, изложенный в п. 21 Инструкции, установлен как в отношении юридических лиц, происходящих с территорий государств дальнего зарубежья, так и в отношении хозяйствующих субъектов стран СНГ.

Излагаемая точка зрения не основывается на системном анализе положений Инструкции N 39. Законодатель, обозначая в качестве налогоплательщиков иностранных лиц в первых пунктах Инструкции, уже начиная с п. 12 Инструкции внутри данной группы делает четкое разграничение между предприятиями стран дальнего зарубежья (называя их иностранными организациями) и хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, адресуя им различные нормы.

И если новые принципы взимания на территории РФ налога на добавленную стоимость по работам и услугам установлены с учетом международных требований и стандартов и поэтому можно предположить, что при выполнении работ или оказании услуг предприятиями дальнего зарубежья уплаты одного и того же налога в бюджеты двух или нескольких государств не произойдет, то в отношениях между российскими предприятиями и субъектами государств - участников СНГ при отсутствии согласованности на межправительственном уровне такая ситуация вполне возможна.

Между тем не исключены и случаи, когда обороты российского предприятия по выполнению работ или оказанию услуг не будут признаны облагаемыми ни по законодательству РФ, ни по законодательству страны - участницы СНГ.

Тем не менее в письме Минфина РФ от 09.04.97 N 04-03-08 сообщается, что если по законодательству Республики Беларусь налог на добавленную стоимость не взимается и одновременно с этим в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о НДС эти обороты не считаются реализованными на территории РФ, российский исполнитель (работ, услуг) должен уплатить соответствующий налог в бюджет Российской Федерации.

Данное мнение говорит о том, что в отношениях между РФ и странами СНГ, даже при отсутствии письменного закрепления, применяется принцип согласованности налоговой политики. Вместе с тем оно не дает оснований считать, что между странами СНГ выработаны те же принципы взаимодействия по вопросам уплаты НДС по работам и услугам, которые приняты на международном уровне.

Приходится признать, что первоочередной задачей государственных органов в рассматриваемом направлении является установление критериев и принципов, в соответствии с которыми будет производиться удержание НДС по работам и услугам, выполняемым участниками Содружества. До этого момента единственным основанием для того, чтобы российское предприятие не удерживало налог за счет средств, перечисляемых хозяйствующему субъекту страны СНГ за осуществление им работ или услуг, местом реализации которых является Российская Федерация, было отсутствие механизма, разработанного специально для этого случая.


* * *


В заключение хотелось бы напомнить, что в налоговых отношениях между предприятиями государств - участников СНГ имеется определенная специфика: в соответствии с п. 17 Инструкции N 39 все расчеты между ними по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

При этом оформление документов за реализованные товары (работы, услуги) производится в соответствии с порядком, предусмотренным п. 16 Инструкции N 39.

Иными словами, в целях принятия к зачету (возмещению) суммы НДС, уплаченной предприятию государства - участника СНГ, соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах. При этом в случаях, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость выполненных работ (услуг), сумма НДС не выделена, исчисление ее расчетным путем, как это происходит в случаях с предприятиями из стран дальнего зарубежья, не производится (п. 19 Инструкции N 39). Соответственно российский заказчик лишается возможности принятия уплаченной суммы налога в зачет.


Ю. Камфер

Выпуск 24, декабрь 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение