Основания для отнесения затрат по обслуживанию переговоров к представительским расходам (Выпуск 18, сентябрь 1997 г.)

560. На предприятие приезжают руководители других организаций для обсуждения вопросов по сотрудничеству.

Можно ли затраты по приему и обслуживанию (в том числе на питание) делегаций, приезжающих на переговоры, отнести на представительские расходы?


Затраты предприятий по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества (именуемые иначе "представительские расходы") включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия в пределах, установленных Минфином РФ (подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, п. 3 этого Постановления).

Нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов в год, зависящие от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия, установлены в письме Минфина РФ от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".

В соответствии с п. 1 указанного письма к представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема представителей (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг не состоящих в штате предприятия переводчиков.

Иными словами, затраты, связанные с организацией питания, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе представительских расходов, если они производятся в ходе официального приема прибывших для деловых переговоров лиц либо осуществляются в форме буфетного обслуживания во время переговоров (для этих целей либо централизованно закупаются различные продукты (чай, кофе, бутерброды, кондитерские изделия, фрукты), либо оформляется заказ на организацию завтраков, обедов, ужинов в предприятиях общественного питания (ресторанах, кафе, барах). В противном случае такая возможность отсутствует.

Однако при этом важно учитывать следующие моменты.

1. Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных предприятием смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 1 к письму Минфина РФ.

2. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, участники со стороны предприятия, сумма расходов.

3. Кроме того, предприятию рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этому виду его деятельности.


Ю. Камфер

Выпуск 18, сентябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение