Порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при бесплатном распространении журнала (Выпуск 18, сентябрь 1997 г.)

563. Коммерческая организация издает журнал, который не является рекламным изданием (содержит менее 40% рекламы). Готовый тираж приходуется на счет 40 "Готовая продукция". Затем журнал распространяется бесплатно. Организация получает прибыль за счет средств, поступающих от рекламодателей.

Является ли бесплатное распространение журнала реализацией по цене ниже себестоимости? Как в этом случае определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль? На какой счет следует списывать себестоимость тиража, учтенную на счете 40, при его бесплатном распространении?


Из информации, приведенной в вопросе, следует, что организация осуществляет два вида деятельности: издание журнала и размещение рекламы в этом журнале. По одному из видов деятельности (размещение рекламы) организация получает прибыль. Продукция, созданная в рамках второго вида деятельности (издание журнала), распространяется среди потребителей бесплатно, т.е. безвозмездно.

Согласно п. 2.5 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями), при осуществлении предприятиями безвозмездной передачи продукции выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции за месяц - исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Согласно п. 4.6 указанной Инструкции, прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции (кроме изданий рекламного и эротического характера), не подлежит обложению налогом на прибыль в части, отчисляемой в федеральный бюджет. При этом издание не считается рекламным, если доля рекламы в нем составляет менее 40% от объема тиража отдельного номера. При определении льготируемой прибыли учитываются также средства, полученные от рекламодателей за размещение рекламы (см. письмо Госналогслужбы РФ от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции").

Таким образом, прибыль, полученная организацией от размещения рекламы и скорректированная с учетом положений п. 2.5 Инструкции N 37, подлежит обложению налогом на прибыль только в части, зачисляемой в местный бюджет.

При отражении в бухгалтерском учете операций по бесплатному распространению журнала (безвозмездной передаче готовой продукции) следует руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями). Учет реализации готовой продукции ведется предприятиями на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". В комментарии по применению счета 46 нет указаний по поводу отражения прочего выбытия готовой продукции (в том числе и ее безвозмездной передачи). Однако следует заметить следующее. В преамбуле к указанной Инструкции сказано, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, при безвозмездной передаче готовой продукции стоимость этой продукции должна списываться со счета 40 "Готовая продукция" в дебет счета 46 (по аналогии с безвозмездной передачей основных средств, отражаемой с использованием счета 47). При этом финансовый результат от этой операции подлежит отнесению на собственные источники организации (см. п. 69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (с последующими изменениями и дополнениями)).

В заключение необходимо отметить, что при составлении бухгалтерской отчетности данные по безвозмездной передаче готовой продукции не будут отражаться по строкам 010 и 020 формы N 2 (Отчет о финансовых результатах), так как, согласно пунктам 3.1 и 3.2 приказа Минфина РФ от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности", по указанным строкам отражаются сведения о реализованной продукции.


Т. Крутякова

Выпуск 18, сентябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение