Сущность различия сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора на нужды образования (Выпуск 18, сентябрь 1997 г.)

576. Администрацией города введен сбор на нужды образования, размер которого составляет 1% от ФОТ, начисленного за квартал.

Правильно ли мы поняли: теперь предприятие должно уплачивать один и тот же налог в местный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации? На чем основаны требования ГНИ уплачивать этот сбор, если предприятие в течение года не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность?


В данном случае решение местной администрации вами было истолковано неправильно, требования же ГНИ обоснованы.

Действующая в настоящее время в Российской Федерации налоговая система предусматривает возможность взимания двух сборов, близких по названию, но различных по сути: сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора на нужды образования. Рассмотрим каждый из них.

1. Сбор на нужды образовательных учреждений:

- предусмотрен подп. "г" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";

- является налогом субъектов Российской Федерации и соответственно устанавливается законодательными актами этих субъектов и зачисляется в их бюджеты;

- взимается только с юридических лиц;

- взимается с предприятий, не только находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но и осуществляющих на этой территории свою предпринимательскую деятельность (см. Положение (рекомендации) о сборе на нужды образовательных учреждений, приложение к письму ВС РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20 и Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов");

- налогооблагаемой базой по нему является фактически начисленный фонд оплаты труда, который определяется в соответствии с разд. II Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89;

- ставки сбора не могут превышать 1% от годового фонда оплаты труда;

- расходы по уплате этого сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятия.

2. Целевой сбор на нужды образования:

- предусмотрен подп. "ж" п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";

- является местным сбором и соответственно вводится местными органами власти и зачисляется в местные бюджеты;

- взимается как с юридических лиц, так и с граждан;

- взимается независимо от того, осуществляло ли юридическое лицо предпринимательскую деятельность в отчетном периоде или нет, на основании того, что оно зарегистрировано в качестве налогоплательщика на определенной территории (см. Положение о целевых сборах с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений, приложение к письму ВС РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20 и Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов");

- исчисляется от фонда оплаты труда, рассчитанного в соответствии с разд. II Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89;

- ставки сбора для юридических лиц не могут превышать 3% от годового ФОТ, рассчитанного исходя из установленного законом минимального размера месячной оплаты труда (для граждан - 3% от 12 минимальных размеров месячной оплаты труда);

- расходы по уплате этого сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятия.

Таким образом, предложенная схема дает основания для вывода о том, что решение местной администрации было истолковано вами неправильно, а требования ГНИ правомерны, поскольку:

во-первых, введенный местной администрацией целевой сбор на нужды образования является совершенно новым налоговым платежом, который не дублирует ни один из тех, которые уже вносятся предприятием;

во-вторых, принципиальное отличие этого платежа от сбора на нужды образовательных учреждений состоит в том, что его уплата производится независимо от факта ведения предприятием предпринимательской деятельности, в связи с чем даже при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика отчисления на уплату целевого сбора на нужды образования (и ему подобных сборов на содержание милиции и благоустройство территории) будут постоянно увеличивать его убытки.


Ю. Камфер

Выпуск 18, сентябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.