Применение ответственности за налоговые нарушения, допущенные юридическими лицами до реорганизации (Выпуск 2, январь 1998 г.)

43. Прошу разъяснить: создается ли при реорганизации юридических лиц в форме присоединения новое юридическое лицо? Можно ли утверждать, что при присоединении АО-1 к АО-2 возникает АО-3? Если да, то можно ли привлечь АО-3 к ответственности за нарушения налогового законодательства, допущенные АО-2 до реорганизации, подобно тому, как это предусмотрено в п. 2 письма ВАС РФ от 28.08.95?


Реорганизация юридического лица означает прекращение его деятельности с переходом всех имеющихся обязательств к другим лицам.

В случае реорганизации акционерного общества путем присоединения к другому обществу происходит прекращение его деятельности с передачей всех прав и обязанностей действующему АО (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон)).

В отличие от слияния, при котором все участники реорганизации прекращают действовать, а на их имущественной базе создается совершенно новое юридическое лицо (п. 1 ст. 58, п. 1 ст. 16 Закона), в случае присоединения новое юридическое лицо не образуется. Изменяется лишь имущественная база действующего общества за счет имущества, прав и обязанностей присоединяемого АО, а его акции обмениваются (конвертируются) на акции или иные ценные бумаги действующего АО (п. 2 ст. 17 Закона).

При этом реорганизованным юридическое лицо считается не с момента государственной регистрации вновь возникших акционерных обществ, а после внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Таким образом, присоединение означает объединение двух или нескольких юридических лиц (обществ), причем одно из них (то, к которому присоединяются другие) сохраняет статус юридического лица, а остальные (присоединяемые) прекращают самостоятельную деятельность, передавая свои права и обязанности в порядке правопреемства этому обществу (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Между тем возможность правопреемства недоимок по налогам, а также начисленных сумм финансовых санкций, рассматриваемая в п. 2 письма ВАС РФ от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" (далее - письмо), не ставится в зависимость от того, считается лицо, к которому были присоединены другие предприятия, вновь возникшим или же продолжающим действовать. Данные обязательства наряду с прочими являются объектами правопреемства.

Формально в п. 2 письма ВАС РФ идет речь о случаях правопреемства подобных обязательств только вновь возникшими юридическими лицами. Однако анализ этого пункта письма не дает оснований считать такую позицию принципиальным подходом Высшего Арбитражного Суда РФ к рассматриваемой проблеме. Причин для этого несколько.

Во-первых, в письме предметом рассмотрения ВАС РФ была сама возможность применения ответственности за нарушения налогового законодательства к юридическим лицам, созданным в результате реорганизации предприятий, допустивших соответствующие нарушения, а вовсе не выяснение последствий реорганизационных процедур.

Во-вторых, в письме конкретно не оговаривались формы реорганизации, при которых может происходить переход обязанностей по уплате недоимок и финансовых санкций в порядке правопреемства. Критерием ограничения юридических лиц, которым адресовались разъяснения, являлось основание для передачи обязательства по уплате недоимок и финансовых санкций - универсальное правопреемство.

Наконец, в-третьих, практически все формы реорганизации, за исключением присоединения, сопряжены с появлением новых юридических лиц, и можно предположить, что ВАС РФ, акцентируя внимание прежде всего на возможности применения налоговой ответственности к правопреемникам, обобщил их одним наименованием.

На наш взгляд, несмотря на то что в результате присоединения одного акционерного общества к другому нового юридического лица не возникает, общество, к которому было осуществлено присоединение, обязано уплатить недоимки по налогам, а также суммы финансовых санкций, образовавшиеся у его предшественников до реорганизации.

Исключение составляют лишь ситуации, когда налоговым органом, получившим сообщение о предстоящей реорганизации в порядке, установленном ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса (передаточного акта) не были выявлены оставшиеся у реорганизуемого предприятия долги перед бюджетом. При таких условиях ответственность за нарушения, допущенные реорганизованным лицом, применяться не может. Однако сама сумма недоимки может быть взыскана в бесспорном порядке, поскольку она имела место на момент присоединения и имущество реорганизуемого лица было обременено обязательствами перед бюджетом изначально.


Ю. Камфер

Выпуск 2, январь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.