163. Может ли налоговая инспекция списать со счета предприятия суммы пени на основании акта проверки?
Обязателен ли такой акт?
Может ли предприятие не подписать этот акт?
Финансовые санкции, в том числе в виде пени за задержку уплаты налога в бюджет, применяются к налогоплательщикам на основе проводимых налоговыми органами проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (п. 1.1 Рекомендаций по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344) (далее - Рекомендации).
По результатам проверок должностные лица ГНИ составляют акты, в которых излагают данные о выявленных нарушениях, обстоятельствах, сопутствующих им, предложения по их устранению и применению финансовых санкций (п. 1.3 Рекомендаций).
Однако сами по себе эти акты не являются документами, на основании которых производится взыскание недоимок и применение финансовых санкций. Более того, они не являются документами, которые по причине несоответствия действующему законодательству обжалуются в арбитражный суд в соответствии со ст. 22 АПК РФ.
Изложенные в акте проверки обстоятельства служат лишь основанием для принятия решения руководителем ГНИ или его заместителем, поскольку право на взыскание недоимок и применение финансовых санкций принадлежит только им (ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Интересно заметить, что решения о применении санкций за те нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (непредставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов), принимаются руководителями ГНИ на основании докладных (служебных) записок должностных лиц налоговых органов без предварительных проверок (п. 1.4 Рекомендаций).
Таким образом, одного лишь акта проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика для применения штрафных санкций, в том числе пени, недостаточно. Необходимо соответствующее решение руководителя налогового органа. Поскольку форма такого управленческого акта законодательством не установлена, ВАС РФ посчитал, что независимо от того, в какой форме будет оформлено решение руководителя ГНИ (в виде отдельного решения; письма, направленного налогоплательщику с предложением о перечислении в определенный срок той или иной суммы; резолюции на акте о его утверждении либо инкассового поручения, подписанного и предъявленного в банк), оно может быть беспрепятственно обжаловано в суд, если налогоплательщик посчитает его незаконным (п. 1 письма ВАС РФ от 28.04.94 N С1-7/ОП-299 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике").
Согласно п. 1.3 Разъяснений, акты должны быть подписаны как проверяющими, так и должностными лицами (руководителем и главным бухгалтером) проверяемого предприятия.
Налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта либо, при несогласии с изложенными в нем фактами, может подписать его, изложив свои возражения на этот счет.
Руководитель ГНИ, принимая решение о применении к предприятию финансовых санкций, не связан данными обстоятельствами и может лишь принять их к сведению. Данный вывод обусловлен тем, что налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства и с этой целью им предоставлено право взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц недоимок по налогам и применения финансовых санкций в бесспорном порядке (п. 9 ст. 7 Закона о Госналогслужбе РСФСР). Возможность бесспорного списания недоимок и финансовых санкций не должна находиться в зависимости от согласия налогоплательщика, что нарушало бы принципы, на основе которых строятся налоговые правоотношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой.
Единственное, к чему обязывают представленные письменные возражения налогоплательщика - это то, что анализ материалов проверки должен осуществляться руководителем ГНИ в присутствии должностных лиц предприятий, представивших возражения (п. 1.4 Рекомендаций). Они должны быть извещены о времени и месте рассмотрения возражений. В случае неявки извещенных лиц возражения рассматриваются без них. О результатах рассмотрения материалов во всех случаях налогоплательщику сообщается в письменной форме (п. 1.4 Рекомендаций).
Таким образом, отсутствие на акте проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика подписей должностных лиц этого предприятия не лишает руководителя налогового органа права по результатам проверки принять решение о применении к предприятию мер финансовой ответственности, предусмотренных ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Ю. Камфер
Выпуск 6, март 1998 г.