Порядок взыскания недоимок по налогам при проведении документальной проверки деятельности налогоплательщика (Выпуск 6, март 1998 г.)

163. Может ли налоговая инспекция списать со счета предприятия суммы пени на основании акта проверки?

Обязателен ли такой акт?

Может ли предприятие не подписать этот акт?


Финансовые санкции, в том числе в виде пени за задержку уплаты налога в бюджет, применяются к налогоплательщикам на основе проводимых налоговыми органами проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (п. 1.1 Рекомендаций по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344) (далее - Рекомендации).

По результатам проверок должностные лица ГНИ составляют акты, в которых излагают данные о выявленных нарушениях, обстоятельствах, сопутствующих им, предложения по их устранению и применению финансовых санкций (п. 1.3 Рекомендаций).

Однако сами по себе эти акты не являются документами, на основании которых производится взыскание недоимок и применение финансовых санкций. Более того, они не являются документами, которые по причине несоответствия действующему законодательству обжалуются в арбитражный суд в соответствии со ст. 22 АПК РФ.

Изложенные в акте проверки обстоятельства служат лишь основанием для принятия решения руководителем ГНИ или его заместителем, поскольку право на взыскание недоимок и применение финансовых санкций принадлежит только им (ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Интересно заметить, что решения о применении санкций за те нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (непредставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов), принимаются руководителями ГНИ на основании докладных (служебных) записок должностных лиц налоговых органов без предварительных проверок (п. 1.4 Рекомендаций).

Таким образом, одного лишь акта проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика для применения штрафных санкций, в том числе пени, недостаточно. Необходимо соответствующее решение руководителя налогового органа. Поскольку форма такого управленческого акта законодательством не установлена, ВАС РФ посчитал, что независимо от того, в какой форме будет оформлено решение руководителя ГНИ (в виде отдельного решения; письма, направленного налогоплательщику с предложением о перечислении в определенный срок той или иной суммы; резолюции на акте о его утверждении либо инкассового поручения, подписанного и предъявленного в банк), оно может быть беспрепятственно обжаловано в суд, если налогоплательщик посчитает его незаконным (п. 1 письма ВАС РФ от 28.04.94 N С1-7/ОП-299 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике").

Согласно п. 1.3 Разъяснений, акты должны быть подписаны как проверяющими, так и должностными лицами (руководителем и главным бухгалтером) проверяемого предприятия.

Налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта либо, при несогласии с изложенными в нем фактами, может подписать его, изложив свои возражения на этот счет.

Руководитель ГНИ, принимая решение о применении к предприятию финансовых санкций, не связан данными обстоятельствами и может лишь принять их к сведению. Данный вывод обусловлен тем, что налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства и с этой целью им предоставлено право взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц недоимок по налогам и применения финансовых санкций в бесспорном порядке (п. 9 ст. 7 Закона о Госналогслужбе РСФСР). Возможность бесспорного списания недоимок и финансовых санкций не должна находиться в зависимости от согласия налогоплательщика, что нарушало бы принципы, на основе которых строятся налоговые правоотношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой.

Единственное, к чему обязывают представленные письменные возражения налогоплательщика - это то, что анализ материалов проверки должен осуществляться руководителем ГНИ в присутствии должностных лиц предприятий, представивших возражения (п. 1.4 Рекомендаций). Они должны быть извещены о времени и месте рассмотрения возражений. В случае неявки извещенных лиц возражения рассматриваются без них. О результатах рассмотрения материалов во всех случаях налогоплательщику сообщается в письменной форме (п. 1.4 Рекомендаций).

Таким образом, отсутствие на акте проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика подписей должностных лиц этого предприятия не лишает руководителя налогового органа права по результатам проверки принять решение о применении к предприятию мер финансовой ответственности, предусмотренных ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".


Ю. Камфер

Выпуск 6, март 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.