Отдельные вопросы обращения государственных ценных бумаг (Выпуск 6, март 1998 г.)

Отдельные вопросы обращения государственных ценных бумаг


В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.

Несмотря на то что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

В связи с этим Вашему вниманию предлагается анализ основных проблем, связанных с правовым режимом обращения государственных ценных бумаг, налогообложением доходов, получаемых их владельцами, а также особенностями бухгалтерского учета.


Общее понятие государственной ценной бумаги


При выполнении государством функций по управлению хозяйственнорыночными и кредитно-финансовыми сферами жизнедеятельности его субъектов возникает необходимость привлечения свободных денежных средств, принадлежащих последним. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью.

Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Правовое регулирование формирования и осуществление государством деятельности по созданию государственного внутреннего долга закреплено Законом РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (далее - Закон о государственном внутреннем долге), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Согласно ст. 142 ГК РФ, ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением. Одним из видов ценных бумаг является государственная ценная бумага, отличительная особенность которой состоит в том, что эмитентом ее выпуска является само государство, а порядок и условия размещения, обращения и погашения регулируются нормативными актами. Существуют несколько видов государственных ценных бумаг.

В зависимости от способа определения надлежащего держателя ценной бумаги различают именные ценные бумаги, права по которым передаются в порядке, установленном для уступки требования (цессии), бумаги на предъявителя, для передачи прав по которым достаточно вручения их этому лицу (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ), а также ордерные ценные бумаги, права по которым передаются путем совершения на этих бумагах индоссамента (п. 3 ст. 146 ГК РФ). Так, например, облигации государственного сберегательного займа выпускаются на предъявителя (см. п. 4 Генеральных условий выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.01.97 N 73), а облигации федерального займа, государственные краткосрочные обязательства являются именными ценными бумагами.

По видам дохода, получаемого владельцами государственных ценных бумаг, различают процентные ценные бумаги, которые в свою очередь условно можно разделить на государственные ценные бумаги, имеющие постоянный процентный доход (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, облигации внутреннего валютного займа), и имеющие переменный процентный доход (облигации федерального займа с переменным купонным доходом). Кроме того, существуют государственные ценные бумаги, условиями выпуска которых не предусмотрена выплата процентов в связи с тем, что доходность по ним определяется иным образом (государственные краткосрочные обязательства).

В зависимости от эмитента, оформляющего выпуск государственных ценных бумаг, различают ценные бумаги, эмитированные Правительством РФ, Минфином РФ, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления*.

Как уже было сказано, ценные бумаги представляют собой прежде всего определенным образом оформленный документ. При этом законодательством РФ предъявляются определенные требования к оформлению и содержанию ценных бумаг. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или несоответствие установленной формы влечет ее ничтожность, т.е. недействительность с юридической точки зрения (п. 2 ст. 144 ГК РФ).

Вместе с тем, кроме документарного способа фиксации прав, законодательством РФ предусмотрен бездокументарный способ, т.е. с помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п. Следует обратить внимание на то, что бездокументарным способом могут быть зафиксированы только права, закрепленные именной или ордерной ценной бумагой (п. 1 ст. 149 ГК РФ). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации (ст. 149 ГК РФ).

Несмотря на то что ГК РФ называет указанные ценные бумаги бездокументарными, а Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет данный способ фиксации прав лишь формой ценных бумаг, многие юристы и специалисты в области рынка ценных бумаг считают, что бездокументарные ценные бумаги не являются ценными бумагами в прямом смысле слова, а представляют собой лишь особый способ фиксации прав**.

Для субъектов гражданских отношений, т.е. для предприятий, учреждений, организаций, участвующих в обороте ценных бумаг на официальном рынке, проблема определения природы бездокументарных ценных бумаг интересна прежде всего с точки зрения правомерного применения тех или иных способов защиты прав владельцев указанных ценных бумаг (вещно-правовые или обязательственно-правовые).

Действительно, какие иски следует подавать владельцам бездокументарных ценных бумаг в случае проведения депозитарием, самостоятельно или на основании подложных документов, представленных дилером, неправомерного изменения реестра, в результате которого владелец данных ценных бумаг лишается соответствующих прав?

Как уже говорилось, права, закрепляемые именной или ордерной ценной бумагой, могут быть оформлены не в виде документа, а с помощью средств ЭВМ, т.е. в бездокументарной форме. Вместе с тем, как следует из анализа положений ст. 142 ГК РФ, ценной бумагой признается в первую очередь документ, т.е. определенный материальный объект.Что же касается бездокументарных ценных бумаг, то такой признак у них отсутствует.

Поскольку главным признаком, характеризующим ценную бумагу как объект права, является его овеществленная форма, позволяющая распространять на порядок обращения ценных бумаг нормы законодательства, регулирующие оборот вещей в гражданских отношениях, на бездокументарные ценные бумаги указанные положения распространяться не могут.

Признание бездокументарной ценной бумаги не вещью, а лишь способом фиксации прав означает, что отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении указанными ценными бумагами, являются не вещно-правовыми (создающими право собственности, право хозяйственного ведения и т.п. ), а обязательственно-правовыми. Данный вывод означает, что при возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием законных прав владельцами бездокументарных ценных бумаг, следует применять не вещно-правовые способы защиты, предусмотренные главой 20 ГК РФ (например, обращение в арбитражные суды с виндикационными исками, т.е. с требованиями о возврате имущества из незаконного владения на основании ст. 302 ГК РФ), а обязательственно-правовые способы защиты (например, применять общие положения о признании недействительной сделки, взыскании убытков и т.д. в соответствии с параграфом 2 главы 9 ГК РФ и т.д.).

Иными словами, если у предприятия, владеющего бездокументарными ценными бумагами, неправомерно изъяты данные бумаги, оно не вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании имущества из незаконного владения, а может лишь потребовать признать сделку недействительной и взыскать с виновного убытки.

Хотелось бы подчеркнуть, что указанные выводы являются лишь одной из позиций юристов, и говорить что-либо твердо о правомерности использования тех или иных способов защиты преждевременно.

Тем более следует обратить внимание на то, что в законодательстве, в частности в Законе о рынке ценных бумаг, прослеживается иная позиция. В соответствии с ней бездокументарная ценная бумага признается одним из видов ценных бумаг, отличие которой заключается в особом способе фиксации прав. Определяя таким образом бездокументарную бумагу, следует распространять нормы вещного права на отношения, возникающие при ее обороте, и в том числе использовать вещно-правовые способы защиты прав их владельцев.

К сожалению, рассматриваемая проблема осложняется отсутствием арбитражной практики по этому вопросу.

Таким образом, конечный вывод о природе бездокументарных ценных бумаг, а следовательно, и способах судебной защиты прав их владельцев может быть сделан только с принятием нормативного акта, который четко определит правовую природу бездокументарных ценных бумаг и правовой статус их владельцев.


Виды государственных ценных бумаг


В законодательстве РФ не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам (ст. 143 ГК РФ).

Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента и Правительства РФ, подлежат обращению на территории РФ наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ГК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов (ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке.


1. Облигации внутреннего валютного займа (оввз)


Облигации внутреннего валютного займа (далее - ОВВЗ) представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства Союза ССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам, находящимся во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г. (п. 3 указа Президента РФ от 07.12.92 N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР").

Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 15.03.93 N 222 (далее - Условия выпуска ОВВЗ), в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте.

Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ (п. 7 Условий выпуска ОВВЗ).

Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного дохода, а также при погашении самих облигаций, выплачиваются в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках.

Кроме этого, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в гражданском обороте на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, но с учетом требований валютного законодательства РФ, поскольку данные облигации относятся к категории валютных ценностей (п. 4 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"). В связи с этим вышло письмо ЦБ РФ от 13.04.94 N 87 "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа", в котором ЦБ РФ дополнительно разъяснил особенности обращения на территории России ОВВЗ. Так, в частности, в соответствии с п. 1 указанного письма ОВВЗ могут свободно обращаться на территории РФ без выдачи специальных разрешений ЦБ РФ и в том числе в виде вклада в уставные капиталы организаций-резидентов (п. 5). При этом денежные обязательства, возникающие в процессе обращения ОВВЗ, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 2).

Кроме ОВВЗ 1993 г., государством в 1996 г. был произведен дополнительный выпуск указанных валютных облигаций, необходимость которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга государства по ОВВЗ 1993 г. (указ Президента РФ от 31.01.96 N 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внутренним и внешним долгом РФ").

В соответствии с Условиями выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного займа РФ 1996, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.96 N 229 и принятыми во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ N 126, ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной также в долларах США, по которой установлен купонный доход в размере 3% годовых с условием ежегодной выплаты начиная с 14 мая 1996 г. Доход по ОВВЗ 1996 г. также выплачивается держателем путем перечисления причитающихся сумм на счета владельцев после предъявления ими соответствующих купонов.


2. Государственные краткосрочные облигации (гко)


Начиная с 1993 г. на территории РФ выпускаются государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ (далее - ГКО), эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 08.02.93 N 107, в редакции Постановления Правительства РФ от 27.09.94 N 1105 (далее - Условия выпуска ГКО), Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 15.06.95 N 02-125, а также иными нормативными актами, принятыми во исполнение указанных документов.

ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн руб. в бездокументарной форме, т.е. не изготавливаются в виде специальных бумажных бланков. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России (п. 5 Условий выпуска ГКО).

Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение относительно круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска (пункты 6, 9 Условий выпуска ГКО).

Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.

Для осуществления операций с ГКО предприятиям необходимо заключить соответствующие договоры с дилерами, уполномоченными ЦБ РФ совершать сделки с государственными ценными бумагами.

В договоре, заключаемом между дилером и предприятием, изъявившим желание приобрести ГКО (далее - инвестор), должны быть оговорены права и обязанности сторон, полномочия дилера на совершение операций с ГКО, а также иные вопросы, связанные с обращением ГКО. Кроме этого, в договоре должен быть зафиксирован регистрационный код предприятия, присваиваемый дилером. Код впоследствии должен указываться во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями ГКО инвестора.

Учет ГКО ведется на счетах "Депо" владельцев в головном депозитарии, т.е. организации, уполномоченной на основании договора с ЦБ РФ обеспечивать учет ГКО на счетах "Депо" дилера. В депозитарии каждому дилеру открывается два счета "Депо", на которых учитываются ГКО, принадлежащие как ему самому, так и предприятиям.

Предприятия имеют право приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве средства обеспечения обязательств, т.е. залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе (п. 8 Условий выпуска ГКО).

При приобретении инвестором ГКО право собственности у него возникает с момента внесения приходной записи по счету "Депо" приобретателя (ст. 29 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения (п. 3 Условий выпуска ГКО). При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска.

Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки (п. 4 Условий выпуска ГКО).


3. Облигации федеральных займов (офз)


В целях покрытия бюджетного дефицита на основании ст. 2 Закона о государственном внутреннем долге РФ государством в лице Минфина РФ выпускаются облигации федерального займа (далее - ОФЗ) сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб. (постановление Правительства РФ от 22.04.97 N 455 "О выпуске облигаций федеральных займов").

Порядок и условия выпуска ОФЗ установлены Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 N 458 (далее - Генеральные условия), в соответствии с которыми ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам "Депо", удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки.

Владельцами ОФЗ могут быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов (п. 1.4 Генеральных условий).

Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к номинальной стоимости ОФЗ, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ. Кроме указанных данных, отдельными условиями выпусков облигаций определяются также номинальная стоимость самих облигаций, периодичность выпусков, срок и объем каждого выпуска, тип облигаций, порядок и формы их погашения (п. 1.5 Генеральных условий).

На сегодняшний день на территории РФ существуют несколько видов ОФЗ, которые различаются в зависимости от особенности определения купонного дохода, а именно: ОФЗ с постоянным купонным доходом и ОФЗ с переменным купоном.

Правовой режим обращения ОФЗ с переменным купоном определяется Генеральными условиями, Условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 13.06.95 N 52 (далее - Условия выпуска), а также Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 09.06.95 N 02-123 (далее - Приказ N 02-123).

Отличительной особенностью таких ОФЗ является порядок определения и выплаты дохода, который в соответствии с п. 7 Условий выпуска рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

При этом под накопленным купонным доходом понимается часть купонного дохода, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ или даты выплаты предшествующего купонного дохода (п. 4 Приказа N 02-123).

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска ОФЗ до даты его выплаты, а по всем остальным купонам - с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего.

Выплата купонного дохода владельцам ОФЗ - предприятиям осуществляется через дилеров на основании поручений, выданных предприятиями. При этом выплата осуществляется на дату выплаты купонного дохода ЦБ РФ путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров до начала торгов или аукциона (п. 5 Приказа N 02-123). ОФЗ с переменным купоном являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами.

По ОФЗ с постоянным купонным доходом его величина устанавливается постоянной. Порядок и условия выпуска таких ОФЗ регулируются Условиями выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 28.06.96 N 60.

Хотелось бы отметить, что, как и любые ценные бумаги, ОФЗ участвуют в гражданском обороте, выступая в качестве не только предмета сделки, но и средства обеспечения выполнения договорных обязательств, например в качестве залога. Следует обратить внимание на то, что при совершении сделок стоимость ОФЗ складывается из текущей стоимости самой облигации и накопленного купонного дохода на день совершения сделки (п. 4 Приказа N 02-123).


4. Облигации государственного сберегательного займа (огсз)


Облигации государственного сберегательного займа (далее - ОГСЗ), эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении. Владельцами ОГСЗ могут быть как юридические и физические лица РФ, так и нерезиденты.

До 24 января 1997 г. порядок и условия выпуска ОГСЗ регулировались Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.08.95 N 812, в соответствии с которыми, а также по условиям отдельных выпусков ОГСЗ процентный доход начислялся ежеквартально к номинальной стоимости облигации (п. 4 Генеральных условий обращения ОГСЗ).

Конкретный объем и сроки каждого выпуска ОГСЗ, порядок и форма выплаты доходов, условия погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальная стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по ОГСЗ наравне с Генеральными условиями обращения ОГСЗ регулируются условиями отдельных выпусков ОГСЗ, утверждаемых Минфином РФ (п. 6 Генеральных условий обращения ОГСЗ).

В связи с увеличением объемов выпуска ОГСЗ Правительством РФ было принято постановление от 18.12.96 N 1497 "О завершении в 1996 г. выпуск ОГСЗ РФ, предусмотренного Постановлением Правительством Российской Федерации N 812". Правительством РФ были утверждены новые Генеральные условия выпусков ОГСЗ, в соответствии с которыми, как и ранее, порядок выпуска, обращения и погашения ОГСЗ, а также выплаты процентных доходов по ним регулируется условиями отдельных выпусков ОГСЗ (Постановление Правительства РФ от 24.01.97 N 73).


5. Облигации государственных нерыночных займов (огнз)


Порядок размещения, обращения и погашения облигаций государственных нерыночных займов (далее - ОГНЗ) регулируется Генеральными условиями выпуска и обращения государственных нерыночных займов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.96 N 316 (далее - Условия выпуска ОГНЗ), а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев.

ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме, номинальной стоимостью в 1 млн руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стоимости облигации, выплачиваемого при ее погашении (п. 4 Условий выпуска ОГНЗ).

Исходя из того, что ОГНЗ не подлежат обращению на вторичном рынке и распространяются среди определенного, ограниченного круга владельцев и соответственно не представляют практического интереса для предприятий, мы не будем подробно останавливаться на правовом анализе порядка и условий их размещения, обращения и погашения. Отметим лишь, что для получения информации по данному вопросу необходимо обратиться к указанному нормативному акту.


6. Казначейские обязательства (ко)


Казначейские обязательства (далее - КО) выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906 (далее - Условия выпуска КО).

Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО (п. 4 Условий выпуска КО). При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам "Депо" в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет "Депо" их владельцев.

По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения.

Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств, утвержденным Минфином РФ 21.10.94 N 140.

Документом, подтверждающим право собственности владельца на КО, являлась выписка со счета "Депо" в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

В зависимости от этапов обращения КО определялись и возможности участия в гражданском обороте данных ценных бумаг. Так, в частности, на первом этапе обращения КО, т.е. при их размещении, держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога, обменивать КО на налоговые освобождения.

Так как Постановлением Правительства РФ от 01.04.96 N 481 было запрещено использовать неденежные формы осуществления налоговых платежей, к коим относились, в частности, и налоговые освобождения, Минфин РФ прекратил выдачу налоговых освобождений, в результате чего обмен последних на КО оказался невозможным (письмо Минфина РФ от 22.07.96 N 373).

После прохождения оговоренного в глобальном сертификате количества операций КО могли быть использованы также в качестве предмета договора купли-продажи или представлены к погашению.

На сегодняшний день Минфином РФ выпуск КО приостановлен и производится погашение последних серий КО (см., например, письмо Минфина РФ от 26.10.95 N 3-Г1-14/183).


Налогообложение доходов по государственным ценным бумагам


1. Определение объекта налогообложения


В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 9 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) в редакции Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ (далее - Закон N 13-ФЗ) все налогоплательщики начиная с 21 января 1997 г. помимо налога на прибыль уплачивают налог на доходы, получаемые в виде процентов по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления (далее - государственные ценные бумаги).

Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам подлежат налогообложению по ставке 15% (п. 2 ст. 9 Закона о налоге на прибыль). При этом налогообложению подлежат доходы лишь по тем государственным ценным бумагам, которые были эмитированы после вступления в силу Закона N 13-ФЗ.

На практике возникла ситуация, при которой на территории РФ одновременно будут участвовать в обороте два вида государственных ценных бумаг с различным режимом налогообложения. Принимая во внимание сложность данного момента, необходимо рассмотреть порядок налогообложения государственных ценных бумаг, эмитированных до 21 января 1997 г. и после вступления в силу Закона N 13-ФЗ.

Государственные ценные бумаги, эмитированные до вступления в силу Закона N 13-ФЗ

Прежде чем преступить к анализу особенностей налогообложения ценных бумаг, эмитированных до вступления в силу Закона N 13-ФЗ, следует четко определить условия, при соблюдении которых доходы по данным ценным бумагам освобождаются от налога на доходы.

Во-первых, выпуск государственных ценных бумаг должен быть зарегистрирован в Минфине РФ до 21 января 1997 г.

Во-вторых, размещение данных государственных ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска среди предприятий-инвесторов должно быть начато до 21 января 1997 г., т.е. до вступления в силу Закона N 13-ФЗ. При этом не имеют значения фактические результаты размещения ценных бумаг на дату до вступления в действие указанного Федерального закона.

В-третьих, если условиями эмиссии государственных ценных бумаг предполагается их размещение отдельными сериями, ценные бумаги будут считаться размещенными до вступления в силу Закона N 13-ФЗ только в отношении тех серий, дата начала размещения которых в соответствии с условиями выпуска определена до 21 января 1997 г.

Если по отдельным сериям выпуска сроки размещения установлены после указанной даты, государственные ценные бумаги не считаются размещенными до вступления в силу закона и, следовательно, доход по ним не освобождается от налога на доходы.

Кроме этого, освобождению от обложения налогом на доходы подлежат доходы по дополнительным траншам выпусков ГКО (до 1 марта 1997 г.), а также суммы купонных доходов, подлежащих выплате после вступления в действие Закона N 13-ФЗ, по ОФЗ, облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"), ОГСЗ, ОВВЗ, облигациям субъектов РФ и органов местного самоуправления, выпущенным до вступления в действие Закона N 13-ФЗ.

Таким образом, если государственные ценные бумаги отвечают перечисленным требованиям, получаемый по ним доход не подлежит обложению налогом на доходы с учетом положения действующего налогового законодательства.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь в данном случае идет только о доходах в виде процентов по государственным ценным бумагам, кроме ГКО (по ГКО льготируемым доходом является разница между ценой приобретения и ценой продажи (погашения), т.е. дисконт). В случае получения предприятиями-инвесторами дохода при реализации государственных ценных бумаг в виде положительной разницы между ценой реализации и ценой приобретения без учета накопленного купонного дохода указанная сумма подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Отметим также, что льготный порядок налогообложения распространяется только на владельцев государственных ценных бумаг. Если предприятие не владеет государственными ценными бумагами, но получает по ним доход, оно не вправе воспользоваться указанным режимом налогообложения и обязано включить данные средства в качестве внереализационных доходов в общую налогооблагаемую базу.

Государственные ценные бумаги, эмитированные после вступления в силу Закона РФ N 13-ФЗ

Как уже говорилось, налогом на доходы облагаются проценты, полученные по государственным ценным бумагам. При этом следует особо обратить внимание на то, что обложению по ставке 15% подлежат не все доходы по операциям с государственными ценными бумагами, а только те, получение которых гарантировано эмитентом государственной ценной бумаги и размер которых оговорен в условиях выпуска этой бумаги. Иными словами, в случае, если предприятие заключило договор с профессиональным участником рынка ценных бумаг и в нем был оговорен определенный размер процентов по государственной ценной бумаге, отличный от процента, объявленного государственным эмитентом, предприятие-инвестор вправе облагать налогом на доходы по льготной ставке лишь ту часть доходов, которые были гарантированы государственным эмитентом.

При превышении размеров процентов, оговоренных в договоре, дохода, гарантированного государственным эмитентом, образуемая разница подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационные доходы в общем порядке.

Рассмотрим более подробно объекты налогообложения, образующиеся при получении доходов от различных видов государственных ценных бумаг.

1. Особенностью ГКО является отсутствие купонного дохода, выплачиваемого его эмитентом. Доходом по данной государственной ценной бумаге является разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки. При этом больше никаких доходов по ГКО не предусмотрено.

В связи с этим, а также учитывая, что в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 9 Закона о налоге на прибыль льготной ставкой в размере 15% облагаются доходы юридических лиц в виде процентов по государственным ценным бумагам, Минфином РФ и Госналогслужбой РФ были даны специальные разъяснения по вопросу определения объекта налогообложения по ГКО. Так, в письме Госналогслужбы РФ от 09.03.93 N ВГ-4-01/28-ан, Минфина РФ от 23.02.93 N 05-01-04 "О порядке налогообложения доходов банков и предприятий от дисконта, полученного по государственным облигациям" было разъяснено, что налогооблагаемым доходом по ГКО считается дисконт, т.е. разница между ценой реализации (погашения) и ценой приобретения, который подлежит налогообложению в том же порядке, что и проценты по государственным ценным бумагам (подп. "а" п. 2 совместного письма от 04.02.97 Госналогслужбы РФ N ВЕ-6-05/103, ЦБ РФ N 408, Минфина РФ N 10 " О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами").

Если предприятие, имеющее ГКО, намерено получить доход только при их погашении, а также в иных случаях оно имеет право осуществлять равномерное доначисление стоимости ГКО до его номинала путем отнесения данных сумм на финансовый результат (п. 3.4 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного Минфином РФ от 15.01.97 N 2).

В связи с тем, что налогооблагаемый доход по ГКО определяется при их реализации или погашении, у предприятия, которое производит частичное погашение данных ценных бумаг, возникает обязанность по уплате налога на доходы с доначисленных сумм.

2. Доходом по таким государственным ценным бумагам, как ОФЗ, ОВВЗ, ОГСЗ, является купонный доход, т.е. процент к номинальной стоимости облигации соответствующего вида, который выплачивается их владельцам в порядке, оговоренном условиями выпуска, размещения и обращения соответствующих государственных ценных бумаг. При этом в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 9 Закона о налоге на прибыль обложению налогом на доходы по ставке 15% подлежат проценты, определяемые в виде разницы между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (погашении купона) и уплаченным при ее приобретении (подп. "б" п. 2 совместного письма Госналогслужбы РФ, ЦБ РФ, Минфина РФ от 04.02.97). В этом случае особое внимание следует обратить на то, что размер накопленного купонного дохода должен соответствовать размеру, рассчитываемому исходя из заявленного государственным эмитентом дохода (процента, купона) по данному виду облигаций и времени фактического нахождения ценной бумаги на балансе владельца (продавца).

В таком же порядке определяется налогооблагаемый доход по государственным ценным бумагам субъектов РФ и органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрена выплата купонного дохода покупателем продавцу (подп. "б" п. 2 совместного письма Госналогслужбы РФ, ЦБ РФ, Минфина РФ от 04.02.97).

При реализации (погашении) облигаций кроме накопленного купонного дохода у предприятий-инвесторов может возникнуть объект налогообложения в виде положительной разницы между ценой приобретения данной ценной бумаги и ценой реализации без учета накопленного купонного дохода. Так, например, если предприятие приобрело ОФЗ за 100 единиц и решило их реализовать за 200 единиц, а размер накопленного купонного дохода на момент реализации составил 40 единиц, то предприятие будет обязано включить разницу между ценой реализации и ценой приобретения ОФЗ без учета накопленного купонного дохода в общеоблагаемую базу по налогу на прибыль. В нашем случае эта разница составит 60 единиц (200 - 100 - 40 = 60).

3. По государственным ценным бумагам, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу и по которым эмитентом выплачивается лишь процент, налогообложению подлежит сумма указанного процента (подп. "в" п. 2 совместного письма Госналогслужбы РФ, ЦБ РФ, Минфина РФ от 04.02.97).


2. Порядок уплаты налога на доходы


В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о налоге на прибыль налог на доходы владельцев государственных ценных бумаг подлежит взиманию у источника этих выплат, который несет ответственность за правильное удержание и перечисление налога в бюджет. Однако на практике данное положение в некоторых случаях применить сложно. В связи с этим Госналогслужбой РФ, Минфином РФ и ЦБ РФ в совместном письме от 04.02.97 были даны разъяснения по поводу определения плательщика налога на доходы, выбор которого зависит в первую очередь от вида государственной ценной бумаги и дохода, получаемого по ней. Так, доходы, получаемые в виде разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (балансовой стоимостью) ГКО, а также в виде части суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемого в виде разницы между накопленным купонным доходом, полученным при продаже ценной бумаги, и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении (ОФЗ, ОВВЗ, ОСГЗ и т.п. ), образуются у продавца (владельца) ценной бумаги, в связи с чем исчисление и уплата налога на доход осуществляется именно им (продавцом или владельцем).

Расчет суммы налога осуществляется самостоятельно и представляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Налог уплачивается в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета налога (п. 6.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37).

Налог на доходы по государственным ценным бумагам, получаемые в виде процентов, удерживается у источника возникновения этих доходов и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3.1 совместного письма Госналогслужбы РФ, ЦБ РФ, Минфина РФ от 04.02.97). В связи с тем, что доход в данном случае выплачивается платежным агентом, с которым эмитент заключает договор на обслуживание ценных бумаг, уплату налога на доходы будет производить именно агент. Он будет обязан рассчитать налог при проведении расчетов с владельцами ценных бумаг и представить в налоговую инспекцию по месту его нахождения расчет суммы налога, определяемого ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога производится агентом в 5-дневный срок со дня начисления доходов владельцам ценных бумаг.

Отрицательный результат, образуемый при реализации государственной ценной бумаги, не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль для целей налогообложения (п. 2.4 Инструкции N 37).


Учет операций по государственным ценным бумагам


Порядок ведения бухгалтерского учета предприятиями-инвесторами, не являющимися кредитными организациями, операций, связанных с обращением государственных ценных бумаг, регулируется Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению планов счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, а также иными нормативными актами. Так, принят Приказ Минфина РФ от 15.01.97 N 2, утвердивший Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (далее - Порядок). Указанный документ подлежит применению на территории РФ начиная с 1 июля 1997 г. (п. 2 вышеназванного Приказа).

Затраты предприятий, связанные с приобретением ценных бумаг, в бухгалтерском учете отражаются как финансовые вложения на счетах 06, 58 в зависимости от срока погашения или срока выплаты всех доходов по государственным ценным бумагам (п. 3 Порядка, п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином РФ от 30.12.93 N 160).

Учету в качестве финансовых вложений подлежат не только сумма покупной стоимости ценной бумаги, но и затраты, связанные с ее приобретением. К таким затратам, в частности, относятся вознаграждения, выплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, оплата брокерских, дилерских услуг, а также иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг (п. 3.2 Порядка). Кроме этого, в связи с утверждением Порядка все предприятия при ведении операций, связанных с приобретением ценных бумаг, обязаны вести предварительный учет фактических затрат с использованием счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Вложения в ценные бумаги".

Новым в учете ценных бумаг по сравнению с порядком, существовавшим до 1 июля 1997 г., является обязанность всех предприятий, хранящих у себя ценные бумаги, ведения Книги учета ценных бумаг, общие требования к которой предусмотрены в п. 6 Порядка.

Заметим, что если бланки ценных бумаг находятся на хранении в депозитарии, предприятие-владелец должно учитывать их в бухгалтерском учете с обязательным указанием реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение (п. 7 Порядка).

Следует особо остановиться на вопросе, связанном с необходимостью проведения предприятиями-инвесторами переоценки стоимости ГКО в связи с изменением их рыночной стоимости. Дело в том, что в соответствии с п. 8.5 Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденного ЦБ РФ 15.06.95 N 02-125 (далее - Положение об обращении ГКО), облигации, купленные дилерами и предприятиями-инвесторами, подлежат периодической переоценке, под которой понимается определение балансовой стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле дилера или инвестора по состоянию на конец рабочего дня.

При этом переоценка предприятиями-инвесторами производится только в день проведения операций по покупке или продаже облигаций всех выпусков по рыночной цене на этот день и даже тех, которые не участвовали в обращении. Переоценка производится на основании отчета дилера, в котором должна быть указана рыночная цена по всем выпускам облигаций (п. 8.5 Положения об обращении ГКО). Образуемые в результате проведения такой переоценки разницы относятся предприятиями-инвесторами на счета доходов или расходов.

Возникает вопрос: следует ли предприятиям-инвесторам, не являющимся кредитными организациями, производить переоценку принадлежащих им ГКО? Правомерность применения описанного выше порядка предприятиями-инвесторами вызывает явное сомнение. Дело в том, что методологические основы ведения бухгалтерского учета и отчетности для всех юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на территории РФ устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В соответствии с п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона регулирование бухгалтерского учета может быть предоставлено иным государственным органам, в случае если данное право предусмотрено в федеральных законах.

Наиболее ярким примером такого делегирования полномочий является предоставление ЦБ РФ права устанавливать правила бухгалтерского учета для кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Реализуя свои полномочия, ЦБ РФ утвердил Положение об обращении ГКО, регулирующее ведение бухгалтерского учета операций с ценными бумагами кредитными организациями. Заметим, что ЦБ РФ вправе устанавливать правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 02.12.96 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Между тем данные указания применяются на территории РФ только с соблюдением требований действующего законодательства РФ, и в частности положения п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с которым нормативные акты по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, получившими по федеральному закону право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям, принимаемым Минфином РФ.

В соответствии с Порядком проведение предприятиями, организациями (за исключением кредитных) переоценки государственных ценных бумаг не предусмотрено.

Таким образом, юридические лица не обязаны проводить переоценку принадлежащих им государственных ценных бумаг с учетом текущего рыночного курса и, следовательно, на них требование Положения об обращении ГКО не распространяется. Аналогичное мнение было высказано Минфином РФ в частных разъяснениях (см. письмо Минфина РФ от 10.04.97 N 04-07-06).

Вместе с тем п. 3.4 Порядка предоставляет предприятиям право разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации. Такие предприятия будут обязаны учитывать полученные разницы при определении налогооблагаемых доходов.

В бухгалтерском учете операции по приобретению государственных ценных бумаг будут выглядеть следующим образом:

1) Д-т счета 08 - К-т счета 51 (76) - перечислены дилерам средства на приобретение государственных ценных бумаг;

2) Д-т счета 76 - К-т счета 51 - оплата вознаграждения дилеру;

3) Д-т счета 06 (58) - К-т счета 08 - отражены суммы затрат, связанных с приобретением ГЦБ, после получения документов, подтверждающих права на соответствующие ценные бумаги;

4) Д-т счета 06 (58) - К-т счета 76 - отражено приобретение ГЦБ;

5) Д-т счета 76 - К-т счета 51 - отражен уплаченный купонный доход, вошедший в стоимость ГЦБ (данная проводка относится к тем ГЦБ, по которым начисляется купонный доход).

Если по находящимся в собственности владельца государственным ценным бумагам был выплачен купонный доход, в бухгалтерском учете данную операцию следует отразить следующим образом:

1) Д-т счета 51 - К-т счета 76 - получен купонный доход;

2) Д-т счета 76 - К-т счета 80 - отнесен купонный доход на финансовый результат;

3) Д-т счета 80 - К-т счета 76 - списан уплаченный при покупке ГЦБ купонный доход.

Операции, связанные с погашением или реализацией государственных ценных бумаг, в бухгалтерском учете будут выглядеть следующим образом:

1) Д-т счета 48 - К-т счета 06 (58) - отражена стоимость реализуемых (погашаемых) ГЦБ;

2) Д-т счета 48 - К-т счета 51(76) - отражены затраты, связанные с реализацией (погашением) ГЦБ;

3) Д-т счета 48 - К-т счета 58 - списаны реализованные (погашенные) ГЦБ;

4) Д-т счета 48 - К-т счета 76 - списаны расходы по реализации ГЦБ;

5) Д-т счета 76 - К-т счета 48 - отражена сумма, причитающаяся к получению по ГЦБ;

6) Д-т счета 51 - К-т счета 76 - отражены средства, полученные от погашения (реализации) ГЦБ;

7) Д-т счета 48 - К-т счета 80 - отражен финансовый результат;

8) Д-т счета 81 - К-т счета 68 - исчислен налог на доходы (по ГЦБ, эмитированным после 21 января 1997 г.);

9) Д-т счета 68 - К-т счета 51 - уплата налога на доходы.


* * *


В заключение необходимо добавить, что с 1 января 1998 г. изменилась номинальная стоимость всех ценных бумаг, выпущенных в обращение до 1 января 1998 г., а также размеры доходов, подлежащих выплате по ним, в связи с проведением деноминации на основании указа Президента РФ от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.97 N 1563 "Об изменении номинальной стоимости государственных ценных бумаг, а также размеров доходов по ним в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков" номинальная стоимость всех государственных ценных бумаг, а также размеры доходов подлежат обязательному пересчету с учетом проведения деноминации.

Пересчет стоимости государственных ценных бумаг производится в порядке, приведенном в Инструкции по пересчету номинальной стоимости облигаций государственных займов (письмо Минфина РФ от 23.12.97 N 93н) (далее - Инструкция).

Все платежи по государственным ценным бумагам, а также размеры процентных доходов начиная с 1 января 1998 г. осуществляются с учетом деноминации, т.е. в новом масштабе цен.

Конкретные размеры номинальных стоимостей государственных ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной форме, приведены в п. 4 Инструкции, а размеры доходов по ОГСЗ - в письме Минфина РФ от 16.12.97 N 05-04-03.


------------------------------------------------------------

* В связи с тем, что в целях налогообложения законодателем не производится разделение государственных ценных бумаг, эмитентом которых выступают федеральные органы государственной власти, и ценных бумаг субъектов РФ и органов местного самоуправления, мы не будем останавливаться на характеристике различий между указанными ценными бумагами.

** Суханов Е. "Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве"//Хозяйство и право, 1997, N 1.

Юлдашбаева Л. "Правовая природа бездокументарных ценных бумаг" // Хозяйство и право, 1997, N 10.

Р. Алексахина

Выпуск 6, март 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.