Отражение в учете затрат долговременного характера, связанных с эксплуатацией автомобиля (Выпуск 5, март 1998 г.)

142. В феврале 1997 г. на легковой автомобиль, находящийся на балансе предприятия, установлена противоугонная система стоимостью менее 100 минимальных месячных размеров оплаты труда, а также проведена первичная антикоррозионная обработка днища.

Как правильно отразить эти затраты в бухгалтерском учете?


Для решения вопроса о характере затрат на установку противоугонной системы на легковом автомобиле рассмотрим альтернативные варианты.

Во-первых: можно ли отнести эти затраты на себестоимость? Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), на себестоимость относятся только текущие затраты. Затраты на противоугонную систему - это затраты долговременного характера, в силу чего на себестоимость их отнести нельзя.

Во-вторых: можно ли затраты на противоугонную систему отнести к затратам, увеличивающим первоначальную стоимость автомобиля? Согласно п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного Приказом Минфина РФ от 03.09.97 N 65н, изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. На наш взгляд, установку противоугонной системы нельзя рассматривать как дооборудование автомобиля, так как, с одной стороны, система отделима от автомобиля, а с другой - она является средством труда, имеющим свою потребительную стоимость, отличную от потребительной стоимости автомобиля. Противоугонная система выполняет функции охраны автомобиля.

На наш взгляд, руководствуясь п. 45 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (в редакции Приказа Минфина РФ от 03.02.97 N 8), а также учитывая, что противоугонная система на дату приобретения имеет стоимость менее 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, эту систему следует отнести к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) и соответственно учитывать на счете 12.

Что касается первичной антикоррозионной обработки днища автомобиля, то эти затраты можно охарактеризовать следующим образом:

- результат этих затрат неотделим от автомобиля;

- обработка днища улучшает технико-экономические показатели автомобиля;

- затраты носят долговременный характер.

Данную работу, на наш взгляд, нельзя отнести к ремонту и соответственно на себестоимость продукции, поскольку она связана с увеличением потребительской стоимости автомобиля. Согласно письму Минфина СССР от 29.05.84 N 80 "Об определении понятия нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" (в редакции письма Минфина СССР от 11.02.86 N 30), техническое перевооружение, реконструкция объектов связаны с повышением их технико-экономических показателей. Затраты на первичную антикоррозионную обработку днища автомобиля правомерно, на наш взгляд, отнести на капитальные вложения.


Н. Заборская

Выпуск 5, март 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.