• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Арбитражная хроника (Выпуск 5, март 1998 г.)

Арбитражная хроника (Выпуск 5, март 1998 г.)


1. В состав реального ущерба входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для его восстановления
(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.97 N 4517/96)


ТОО обратилось в арбитражный суд с иском к АО о взыскании с ответчика убытков в размере стоимости недопоставленной продукции. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены. Однако данное решение суда было отменено постановлением апелляционной инстанции. Ее позицию поддержал и суд кассационной инстанции.

Постановлением Президиума ВАС РФ все судебные акты, принятые по делу, были отменены. При этом Президиум ВАС РФ исходил из следующего.

При рассмотрении дела судами апелляционной и кассационной инстанций были неправильно истолкованы положения ст. 15 ГК РФ. Суд посчитал недоказанным тот факт, что истец понес убытки в виде произведенных или предполагаемых расходов, приобретая аналогичную продукцию у третьих лиц, из-за неисполнения обязательств ответчиком. Между тем истцом была представлена калькуляция себестоимости изготовления одной единицы продукции, составленная на основе договора с другим предприятием-производителем.


* Одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является возмещение убытков (ст. 12 ГК РФ). В составе убытков учитываются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ). Реальный ущерб определяется расходами, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утратой или повреждением имущества. Таким образом, в состав реального ущерба входят не только расходы, фактически понесенные соответствующим лицом, но и те, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, например сметой (калькуляцией) затрат на устранение недостатков товаров (работ, услуг); договором, определяющим размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ, ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ").


2. Днем уплаты налога является день поступления средств в бюджет
(Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.97 N 1964/96)


ООО обратилось в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета денежных средств, списанных по инкассовым поручениям ГНИ в виде недоимки по налогам. Решением суда, которое было впоследствии поддержано в апелляционной и кассационной инстанциях, иск был удовлетворен. При этом суд исходил из того, что днем уплаты налога считается день списания платежей со счета недоимщика в банке или ином кредитно-финансовом учреждении. И поскольку денежные средства были списаны с расчетного счета истца (что подтверждается соответствующими платежными поручениями и выписками из лицевого счета), то обязанность его по уплате налогов прекращена. Вторичное списание налогов по названным выше инкассовым поручениям является необоснованным. Постановлением Президиума ВАС РФ указанные судебные акты были отменены.

По мнению Президиума ВАС РФ, обязанность по уплате налога может считаться исполненной только при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общеустановленном порядке. Так как в данном случае платежные поручения истца о перечислении налоговых платежей не исполнены, действия налоговых органов правомерны.


* В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" одной из важнейших обязанностей налогоплательщика является уплата налога. Данная обязанность прекращается по мере уплаты налога или его отмены (п. 2 ст. 11 указанного Закона). При этом на нормативно-правовом уровне не раскрывается содержание понятия "уплата налога". Поэтому особенно интересной для налогоплательщиков является позиция правоприменительных органов, в частности арбитражных судов, по данному вопросу.

В рассматриваемом Постановлении Президиума ВАС РФ отражены два основных подхода судов к определению момента уплаты налога плательщиком.

Президиум ВАС РФ последовательно придерживается приведенной позиции (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов"). По мнению данного судебного органа, прекращение обязанностей налогоплательщика по уплате налога напрямую связано с поступлением сумм обязательных налоговых платежей в бюджет.


3. Проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются лишь при условии их фактического использования должником
(Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.97 N 4061/96)


ТОО обратилось в арбитражный суд с иском к фонду государственного имущества о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного в 1995 г., и взыскании с фонда процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного получения. Решением суда иск был удовлетворен.

Данное решение было отменено Президиумом ВАС РФ в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) по следующим основаниям.

Средства, полученные фондами имущества от приватизации, подлежат перечислению по специальным нормативам в соответствующие бюджеты. Таким образом, фонды имущества не являются ни владельцами, ни пользователями сумм, полученных от продажи объектов приватизации. Соответственно судом первой инстанции положения ст. 395 ГК РФ к отношениям между ТОО и фондом имущества были применены неправомерно.


* Необходимым условием привлечения субъекта гражданского оборота к ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 395 ГК РФ, является пользование неосновательно приобретенными денежными средствами. Только при соблюдении данного условия на спорную сумму начисляются проценты.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) фонды имущества создавались по решению местных органов власти для выполнения функций продавца приватизируемого государственного имущества. Средства, полученные фондами имущества от приватизации, распределялись по нормативам, установленным государственной, республиканскими и местными программами приватизации, по соответствующим бюджетам (ст. 12 Закона о приватизации). В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" Закон о приватизации утратил силу.


4. Проценты за пользование чужими денежными средствами на суммы финансовых санкций не начисляются
(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.02.97 N 3074/96)


АО обратилось с иском к АООТ о взыскании двукратной стоимости продукции, переданной на хранение и использованной без разрешения собственника, и процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением арбитражного суда исковые требования были удовлетворены.

Однако Постановлением Президиума ВАС РФ это решение было отменено. При этом Президиум ВАС РФ исходил из того, что двукратная стоимость не является ценой продукции, принадлежавшей истцу и использованной ответчиком, а представляет собой санкции за такое использование. Размер процентов должен начисляться от однократной стоимости продукции, поскольку гражданским законодательством взыскание процентов с сумм штрафных санкций не предусмотрено.


* В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Таким образом, данной нормой ГК РФ предусмотрена возможность начисления процентов лишь на сумму самого долга без учета сумм финансовых санкций, взыскиваемых с должника в соответствии с условиями договора.


5. Доходы, полученные биржей, подлежат обложению НДС
(Постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.97 N 1613/96)


АОЗТ (биржа) обратилось в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании частично недействительным предписания по акту проверки. Решением суда предписание было признано недействительным в части начисления недоимки по НДС и применения финансовых санкций.

По мнению суда, биржа правомерно не облагала НДС плату за входные билеты, плату в виде комиссионного (биржевого) сбора, плату за право участия в торгах по основаниям, предусмотренным подп. "ж" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС), пунктами 2, 55, 63 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.91 N 78. Постановлением апелляционной инстанции данное решение оставлено без изменения.

Указанные судебные акты были отменены Постановлением Президиума ВАС РФ. При этом Президиум ВАС РФ исходил из того, что операции, связанные с получением платы за входные билеты, за право участия в торгах (аккредитационный сбор), комиссионного (биржевого) сбора, относятся к оборотам по реализации услуг на территории Российской Федерации и в соответствии со ст. 3 Закона о НДС являются объектом налогообложения. В перечень услуг, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, данные услуги не включены.


* В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 5 Закона о НДС от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских и иных посреднических услуг.

Согласно п. 2 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг..., под обращением ценных бумаг понимаются их купля и продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг.

Применение льготы по НДС в данном случае является неправомерным.


Е. Тимохина

Выпуск 5, март 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение