Ответственность за незачисление выручки от экспорта товаров на счет в уполномоченном банке РФ (Выпуск 6, март 1998 г.)

147. Какие санкции и в соответствии с каким нормативным актом предусмотрены за незачисление на счет в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров?

Подлежат ли возврату штрафы, уплаченные за незачисление экспортной выручки, если после их взыскания выручка все же поступила на счет?


По общему правилу, если иное не разрешено Центральным банком РФ, валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на соответствующие счета в уполномоченных банках на территории РФ (ст.5 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", п.8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин").

При этом зачисление данной выручки в сроки совершения текущих валютных операций (до 180 дней) осуществляется без специального разрешения Центрального банка РФ. В то же время получение средств от экспорта товаров в сроки, превышающие 180 дней, осуществляется исключительно при наличии разрешения ЦБ РФ (п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, п.4 Положения "Об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций", утвержденного Приказом ЦБ РФ от 24.04.96 N 02-94).

Нужно заметить, что экспортеры обязаны не только зачислить экспортную выручку на свои валютные счета, но и предпринять все необходимые для этого меры, примерный перечень которых определен в п.III.IV Письма ГТК РФ от 24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст.273 ТК РФ за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил" (п.2.1 Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров").

В соответствии с п.3.1 Инструкции по каждому заключенному экспортному контракту оформляется паспорт сделки, в котором, помимо прочего, указывается транзитный валютный счет, предназначенный для зачисления валютной выручки от экспорта товаров, а также дата поступления валютной выручки (расчетная дата поступления последнего платежа на транзитный счет экспортера по контракту, на основании которого составлен паспорт сделки, указывается в нем в графе "Последний платеж"). При этом с подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров (п.3.2 Инструкции).

Согласно п.8 Указу Президента N 629 за нарушение порядка зачисления выручки от экспорта на счета в уполномоченных банках на территории РФ предприятия подвергаются штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Валютная выручка, оприходованная в кассе предприятия, но не сданная в установленные сроки в российский банк, также считается незачисленной (п.1.2 Методических рекомендаций по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров, утвержденных Письмом Госналогслужбы РФ от 14.02.97 N ВЕ-6-06/135).

Следует иметь в виду, что такая ответственность предусмотрена за сам факт незачисления выручки на счет в уполномоченном банке. Она не связана с уклонением от обязательной продажи части валютной выручки государству либо от уплаты налогов и, что самое важное, не освобождает предприятие от обязательного перевода выручки от экспортных сделок на счета в уполномоченных банках РФ (п.8 Указа Президента N 629, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.97 N 1296/96).

Органом, осуществляющим контроль за поступлением выручки от экспорта товаров на счета в РФ и налагающим штрафы за указанные нарушения, является Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, а также ее территориальные подразделения, которые имеют право привлекать юридических лиц и граждан к ответственности за нарушения федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих проведение внешнеэкономических операций (подп."д" п.12 Положения "О территориальных органах по валютному и экспортному контролю", утвержденного Приказом ВЭК РФ от 16.02.94 N 31).

Поскольку незачисление валютной выручки на счет, равно как и непринятие необходимых мер для ее получения, с одной стороны, является нарушением валютного законодательства, а с другой, будучи составной частью таможенного режима экспорта, представляет собой нарушение таможенных правил, - то применение ответственности к нарушителям, помимо территориальных органов ВЭК, осуществляется и таможенными органами.

В данной связи важно иметь в виду, что согласно ст.201 ТК РФ при выявлении таможенными органами РФ в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным Кодексом. Исходя из смысла этой статьи можно сделать вывод, что ответственность к экспортеру-нарушителю дважды (и со стороны органов ВЭК, и со стороны таможенных органов) применяться не может.

В связи с тем, что незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счет в уполномоченном банке РФ является нарушением таможенного режима экспорта (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.07.97 N 2045/97), то оно подпадает под действие ст.273 ТК РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенных режимов.

Согласно ст.273 ТК РФ незачисление валютной выручки от экспорта товаров влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Что касается возможности возврата сумм штрафов, взысканных с экспортеров за рассматриваемые правонарушения, после фактического поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ, то ее нет.

Объясняется данный факт тем, что штраф является не мерой обеспечения исполнения обязанностей экспортеров, а мерой ответственности за нарушения валютного и таможенного законодательства. Применяется он для наказания нарушителя и в целях предотвращения подобных нарушений с его стороны в дальнейшем.

Вместе с тем, как отмечено в п.III.VI Письма ГТК РФ от 24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст.273 ТК РФ за нарушения валютного законодательства, являющиеся одноврменно нарушениями таможенных правил", предпринятые экспортером меры после обнаружения факта незачисления валютной выручки от экспорта товаров или заведения дела о нарушении таможенных правил являются обстоятельствами, смягчающими ответственность, но только в том случае, если они повлекли устранение вредных последствий правонарушения (поступление валютной выручки на счет).


Ю. Камфер


Выпуск 6, март 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.