Условия правомерности отказа ГНИ в возврате излишне перечисленных в бюджет сумм налоговых платежей (Выпуск 8, апрель 1998 г.)

204. В 1996 г. у предприятия образовалась переплата по налогу на прибыль (перечисленные в бюджет суммы авансовых взносов значительно превысили сумму фактически полученной прибыли). ГНИ отказывается вернуть из бюджета излишне перечисленные суммы налога, хотя факт переплаты ею подтвержден.

Правомерен ли такой отказ?


Механизм уплаты в бюджет налога на прибыль предусматривает, что предприятия, не перешедшие на ежемесячную уплату налога, в течение квартала вносят в бюджет авансовые взносы налога, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Разница, возникающая между суммой налога, исчисленной из фактически полученной прибыли, и суммой уплаченных в бюджет авансовых платежей, по окончании квартала подлежит уточнению исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем квартале (п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), п. 5.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37)).

Согласно п. 5 ст. 8 Закона N 2116-1 (п. 5.6 Инструкции N 37), излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей либо возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления. При этом по предприятиям, имеющим на начало квартала недоимку, поступившие платежи в отчетном периоде в первоочередном порядке направляются на погашение недоимки, а в остальной части считаются как платежи в счет авансовых взносов налога. Возврат из бюджета не может быть более сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет в отчетном квартале.

К сожалению, информация, имеющаяся в вопросе, не содержит конкретных сведений о том, как строились отношения между предприятием и ГНИ. Поэтому рассмотрим те условия, при наличии которых есть возможность привлечения ГНИ к ответственности за отказ в возврате излишне поступивших сумм налогов в бюджет.

Во-первых, предприятие не должно иметь в 1996-1997 гг., а также в текущем периоде задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. По этой причине ГНИ в указанные периоды не должна была производить зачеты излишне внесенных сумм налога, для которых по общему правилу заявление налогоплательщика не требуется (п. 2 разд. VII инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23; далее - Инструкция N 26).

Во-вторых, предприятие должно представить в ГНИ заявление о возврате суммы переплаты, поскольку, согласно п. 3 разд. VII Инструкции N 26, излишне уплаченные суммы налога возвращаются налогоплательщику только при наличии его письменного волеизъявления.

В-третьих, в ответ на представленное налогоплательщиком заявление руководителем налогового органа или его заместителем на основании пунктов 1, 3 разд. VII Инструкции N 26 должно быть принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога, поскольку, согласно п. 4 разд. VII Инструкции N 26, ГНИ уведомляет налогоплательщика о принятом по переплате решении. При этом важно помнить, что излишне внесенные суммы налога возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (п. 5 ст. 8 Закона N 2116-1).

Поскольку обязательная форма такого управленческого акта законодательством не установлена, представляется, что решение может быть оформлено как в виде отдельного документа, так и путем проставления соответствующей резолюции на заявлении налогоплательщика.

В том случае, если налоговый орган не выразит решение по данному вопросу в письменной форме и при этом, признав долг бюджета перед предприятием, тем не менее не вернет излишне перечисленную им сумму, налогоплательщик все же сможет привлечь ГНИ к ответственности за фактический отказ в возврате излишне поступивших сумм налогов. Думается, что в этом случае предприятию следует иметь копию заявления на возврат переплат с зафиксированным в нем входящим номером налоговой инспекции.

Если действия предприятия и налогового органа примерно соответствовали указанной схеме, то предприятие может в судебном порядке обжаловать решение руководителя ГНИ как не соответствующее закону и иным правовым актам, а также нарушающее права и законные интересы налогоплательщика либо при отсутствии такого решения обратиться в арбитражный суд с иском о возврате незаконно удерживаемых средств налогоплательщика (ст. 22 АПК РФ). При этом предприятие может требовать от ГНИ возмещения убытков, вызванных ее решением, как прямых (реальных), так и в виде упущенной выгоды (ст. 22 АПК РФ, статьи 15, 16 ГК РФ).


Ю. Камфер

Выпуск 8, апрель 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение