Вопрос: Насколько соответствует действующему законодательству проект Федерального закона "О порядке подачи апелляции налогоплательщиками и разрешении их налоговыми органами"?


Насколько соответствует действующему законодательству проект Федерального закона "О порядке подачи апелляции налогоплательщиками и разрешении их налоговыми органами"?


Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона "О порядке подачи апелляций налогоплательщиками и разрешении их налоговыми органами" и, считая, что проект нуждается в доработке по ряду положений, сообщает следующее.

1. В настоящее время Законом Российской Федерации от 27.04.93 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ст.4), а также Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст.3), установлен порядок, при котором граждане вправе обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права, если считают, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Однако, п.3 ст.1 предложенного проекта Закона является прямым ограничением права обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке, ставя его безусловность в прямую зависимость от решения налогового органа или его заключения о правомерности действия (бездействия) должностного лица, принимаемых руководителем или заместителем руководителя данного налогового органа.

Пункт 3 статьи 1 законопроекта противоречит также положениям проекта Налогового кодекса, в котором говорится как о первоначальном, так и (или) о вторичном обжаловании, а также ином порядке, установленном федеральными законами.

Поскольку, в соответствии со ст.55 Конституции, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права гражданина, то считаем необходимым п.3 ст.1 проекта Федерального закона "О порядке подачи апелляции налогоплательщиками и разрешении их налоговыми органами" пересмотреть на предмет соответствия действующему законодательству.

2. Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статьей 6 установлено, что жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц, государственных служащих, рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Гражданским процессуальным кодексом, статьей 99, для дел по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц установлены сроки рассмотрения в течение 10 дней с момента подачи жалобы, для иных дел - не позднее 1 месяца. Поэтому увеличение срока рассмотрения апелляций в представленном проекте Закона (ст.5 п.1 - 3 месяца) вряд ли целесообразно с точки зрения процессуальных требований.

4. Для более точного определения дня уведомления налогоплательщика о принятом решении либо совершении действия (бездействия) в отношении этого налогоплательщика (ст.4 п.2 абз.1 законопроекта), необходимо уточнить форму уведомления, в которой оно будет производиться: письменная, устная, либо иная.

5. В ст.4 п.5 законопроекта говорится об обязанности налогового органа, либо должностного лица, на решение либо действие (бездействие) которого подана апелляция, выслать (представить) в налоговый орган отзыв на апелляцию с изложением и аргументацией своей позиции. Основываясь на судебной практике, было бы не лишним присылать (представлять) копию отзыва и налогоплательщику. Это дало бы возможность налогоплательщику более всесторонне подготовиться к будущему иску, или, если отзыв достаточно аргументирован, то отозвать апелляцию, что способствовало бы скорейшему прекращению налогового спора.

6. Принимая решения о полном или частичном удовлетворении апелляции налогоплательщика в порядке, установленном статьей 5 законопроекта, с целью предотвращения спорных ситуаций, немаловажным было бы учитывать желание налогоплательщика, которое могло бы выражаться в письменной просьбе о возврате или о зачете сумм в счет предстоящих налоговых платежей (ст.5 п.2 абз.1 законопроекта).


14 января 1998 г.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 14 января 1998 г. N 04-01-14


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.