Вопрос: Какова позиция Минфина РФ по нормативно-правовым актам, подготовленным Госналогслужбой РФ в 1996-1997 гг.: о наложении административного ареста на имущество юридических и физических лиц в случаях неуплаты налогов; о порядке установления платы за пользование водными объектами, недрами; об изменениях налога на прибыль предприятий и организаций; об отмене льгот по подоходному налогу и расширении перечня доходов, подлежащих налогообложению в составе совокупного годового дохода и т.д.? (ответ ДНП Минфина РФ)


Какова позиция Минфина РФ по нормативно-правовым актам, подготовленным Госналогслужбой РФ в 1996-1997 гг.: о наложении административного ареста на имущество юридических и физических лиц в случаях неуплаты налогов; о порядке установления платы за пользование водными объектами, недрами; об изменениях налога на прибыль предприятий и организаций; об отмене льгот по подоходному налогу и расширении перечня доходов, подлежащих налогообложению в составе совокупного годового дохода и т.д.?


Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N КА-П13-11398 от 14.04.97 рассмотрел проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Госналогслужбой России и сообщает следующее.


По проекту Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" необходимо заметить, что в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" федеральным органам налоговой полиции уже предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.


В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.01.96 N 85-р, которым утвержден План подготовки проектов законодательных и других нормативных правовых актов, необходимых для реализации Водного Кодекса Российской Федерации, в том числе проекта постановления Правительства РФ "О порядке установления, взимания и расходования средств от платы, связанной с пользованием водными объектами", разработчиком указанных документов является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ).

ГАРАНТ:

О плате за пользование водными объектами см. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ


В связи с этим, МПР РФ совместно с министерствами-соисполнителями (в том числе, Минфином РФ) был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство РФ проект федерального закона РФ "О внесении изменений в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части включения в перечень федеральных налогов водного налога и платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов (письмо МПР РФ от 13.05.97 N НМ-18/1767).

В настоящее время в соответствии со статьей 123 Водного кодекса Российской Федерации и во исполнение Протокола заседания Правительства Российской Федерации "Об установлении и взимании платы за пользование водными объектами" от 29.10.96 N АБ-П9-90пр Министерством природных ресурсов России разработан проект Порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами.

Предлагаемый в проекте порядок исчисления водного налога как процентной доли от платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, считаем неприемлемым. В данном случае объектом налогообложения водным налогом будет являться другой налог - плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, что противоречит действующему налоговому законодательству, в частности, статье 5 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

По нашему мнению, установление указанных налоговых ставок должно находиться в компетенции Правительства Российской Федерации, как это предусмотрено в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации, представленного на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


"О порядке установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами".

МПР России письмом от 13.05.97 N НМ-18/1767 направило в Правительство Российской Федерации предложения по введению системы платежей, связанных с пользованием водными объектами: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; проект федерального закона "О предельных размерах платы, связанной с пользованием водными объектами", разработанный МПР России в инициативном порядке для направления его в соответствии с установленным порядком поручением Правительства России на согласование министерствам и ведомствам.

Проект постановления Правительства РФ "О порядке установления, взимания и расходования средств от платы, связанной с пользованием водными объектами", подготовленный МПР РФ, неоднократно рассматривался Минфином РФ. Однако, до настоящего времени данный документ не был направлен в Правительство РФ.

Считаем возможным согласиться с предложением Госналогслужбы РФ об ускорении подготовки указанных документов.


"Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами и критериях определения ставок".

Текст проекта данного нормативно-правового акта идентичен тексту аналогичного проекта ранее подготовленного Роскомнедрами по поручению Правительства Российской Федерации (от 24.05.95 N 730-р) и согласованного с Минфином России и Минэкономики России, в связи с чем считаем целесообразным направить его в Правительство Российской Федерации.

Согласно поручению Правительства РФ от 24.05.95 N 730-р основным разработчиком проекта "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами и критериях определения ставок является МПР РФ при участии Минфина России и Минэкономики России.

Вызывает сомнение пункт 5 проекта, которым вносятся изменения и дополнения в постановление Совета Министров РСФСР от 29.12.90 N 623, так как указанный пункт не является предметом рассмотрения данного проекта.

В проекте "Положения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами" целесообразно название проекта дополнить словами "... акваторией и участками морского дна", так как в соответствии с Федеральным законом "О недрах" (в редакции от 8 февраля 1995 г.) плата взимается за добычу полезных ископаемых на участках морского дна и за пользование акваторией".

Считаем целесообразным поручить МПР РФ доработать ранее подготовленный в связи с указанным поручением и согласованный с Минфином России и Минэкономикой России проект данного нормативно-правового акта и представить его на рассмотрение в Правительство РФ.


В связи с принятием Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 01.02.97 N АЛ-П13-02941 подготовлены предложения о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" о признании утратившим силу п. 2 этого Указа.

Проект Указа по этому вопросу согласован с Государственной налоговой службой Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и передан 21.04.97 на подпись Заместителю Министра финансов Российской Федерации Шаталову С.Д. В связи с чем из перечня нормативно-правовых актов указанный проект Указа следует исключить.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 283 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"


По проекту Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" необходимо сообщить следующее.

Предложения о внесении изменений и дополнений в Законы Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", предусматривающие в качестве налогооблагаемой базы для исчисления налога на строения, помещения и сооружения и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (жилого дома, квартиры, ценных бумаг) использовать рыночную стоимость этих строений и ценных бумаг, заслуживают внимания и могут быть поддержаны.

Предложение о взимании сбора с физических лиц - граждан Российской Федерации, осуществляющих сделки, связанные с приобретением недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, может быть рассмотрено после дополнительной проработки данного вопроса при получении расчетных данных об экономической эффективности принятия данного предложения.

Вопросы, затронутые в данном проекте Федерального Закона, должны решаться в рамках Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц. В противном случае нарушается один из главных принципов налоговой системы: однократность налогообложения одного и того же объекта (статья 6 и 23 закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Следует также учесть, что в настоящее время подготовлен проект изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", в котором предлагается отмена некоторых льгот по подоходному налогу и расширение перечня доходов, подлежащих налогообложению в составе совокупного годового дохода. Такое решение вопроса позволит изменить шкалу подоходного налога в сторону ее смягчения.

В этих условиях нецелесообразно принятие предложений Госналогслужбы России об увеличении шкалы подоходного налога с физических лиц.


По проекту Указа Президента Российской Федерации "Об уточнении отдельных положений Указов Президента Российской Федерации 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" и от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей в бюджет" полагали бы необходимым сообщить следующие замечания.

Вопросы ответственности налогоплательщиков, в также банков за нарушение налогового законодательства, попадают под сферу регулирования налогового законодательства (Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Закон РСФСР "О Государственной службе РСФСР"), в связи с чем считаем, что вопросы ответственности банков и налогоплательщиков должны решаться только в рамках Законов о налогах, как это предусмотрено в предложенном проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (например, в части увеличения ставки пени с 0,2 до 0,3 процента).


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 981-р и поручением Правительства Российской Федерации от 2.04.97 N ВЧ-П9-09751 МПР России, Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минфин России, Минюст России, Госкомэкологии России, Рослесхоз России готовят предложения по определению размеров платы за пользование объектами животного мира.

Считаем возможным поддержать предложение Госналогслужбы России о внесении в Правительство РФ проекта распоряжения, поручающего Госкомэкологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить проект постановления Правительства РФ "О порядке и предельных размерах платы за пользование объектами животного мира".

Минсельхозпрод России письмом от 23.04.97 N 2-12/522 направил в МПР России предложения по оплате за охотничьи ресурсы.

В связи с этим, проект распоряжения Правительства Российской Федерации о подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и предельных размерах платы за пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания" представлять нецелесообразно.

В проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" в пункт 7 статьи 1 после слов "арендной платы за землю" дополнить словами "находящейся в государственной и муниципальной собственности".

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство РФ (письмо Минфина РФ от 22.05.97 N 01-10/04/1858).


4 июня 1997 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.