• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Наименование должностей специалистов различных уровней (Выпуск 9, май 1998 г.)

231. Ранее наименования должностей руководителей различного рода предприятий были четко определены, например, руководитель завода - директор; базы МТС, центральной сберкассы - заведующий; у бюджетных организаций - начальник. Сохранился ли этот порядок сегодня? Где можно с ним ознакомиться?


В настоящее время четко закрепленной на нормативном уровне обязанности по обозначению определенным образом должностей специалистов различного уровня, в том числе и руководителей предприятий, не установлено. В большинстве внебюджетных организаций понаименование должностей сотрудников осуществляется по усмотрению либо администрации предприятия, либо его учредителей. Нет такого рода обязанности и применительно к бюджетным организациям.

В то же время необходимо отметить, что обозначение профессии (должности), на которую принимается работник, является одним из важных условий трудового договора, заключаемого с работниками предприятия всех уровней - от руководителя до рабочего.

Наименование конкретной профессии (должности) целесообразно все-таки определять в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) или Тарифно-квалификационными характеристиками и квалификационными справочниками должностей служащих (руководителей, специалистов, технических исполнителей) (ТКС). Это связано прежде всего с тем, что определенная регламентация наименования профессий или должностей обусловлена действующим в настоящее время механизмом создания гарантий социальной защиты работников при решении вопросов оплаты труда, льгот и компенсаций в связи с условиями труда, условиями пенсионного обеспечения и т.п. вне зависимости от сферы деятельности предприятия (бюджетной или внебюджетной).

Особое значение такая регламентация имеет для работников бюджетной сферы. Необходимость использования указанных справочников обусловлена тем, что тарифы оплаты труда определяются в бюджетной организации на основе Единой тарифной сетки (п. 1 постановления Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки"). При этом соответствующие тарифы оплаты труда устанавливаются применительно к конкретной должности, обозначенной в указанных справочниках. Исключение из общего правила составляют служащие бюджетной сферы, деятельность которых регламентируется на основе специализированных актов (см., например, Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.96 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и др.).

Следует отметить, что наименование должностей в соответствии с указанными справочниками имеет существенное значение и для обеспечения социальных гарантий работников внебюджетной сферы. Так, например, назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда зависит от выполнения лицом работы по определенной специальности или должности (ст. 12 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").


Е. Тимохина

Выпуск 9, май 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение