Прекращение обязательств зачетом при участии в основном обязательстве посредника (Выпуск 10, май 1998 г.)

262. Бюджетная организация состоит в договорных отношениях с акционерным обществом, предоставляет свой расчетный счет для осуществления расчетов с потребителями за оказанные АО услуги и транзитом через свой счет, согласно договору, перечисляет в полном объеме денежные средства на счет АО, не пользуясь выручкой и не получая вознаграждения.

Как правильно оформить договорные отношения бюджетной организации с потребителями услуг?

Каков механизм налогообложения (налог на прибыль) бюджетной организации, АО и потребителя в случае, если будет происходить взаимозачет задолженности по услугам, оказанным друг другу (потребитель будет исполнять свое обязательство по оплате предоставленных услуг в рамках указанного договора путем передачи бюджетной организации стройматериалов, квартир и т.д.)?


Для начала необходимо конкретизировать описанную ситуацию.

Из вопроса следует, что бюджетная организация будет выступать посредником между АО и потребителями, не получая от АО за выполняемое поручение никакого вознаграждения.

Согласно п. 1 ст. 972 ГК РФ, договор поручения может быть безвозмездным, если в нем прямо на это указано.

Таким образом, между АО и бюджетной организацией существует договор поручения на заключение бюджетной организацией от имени и за счет АО договоров с потребителями на предоставление им акционерным обществом каких-то конкретных услуг (ст. 971 ГК РФ).

Согласно ст. 971 ГК РФ, права и обязанности по договору, заключенному бюджетной организацией с потребителем, возникают непосредственно у АО. То есть услуги потребителям оказывает именно АО (через бюджетную организацию потребители лишь рассчитываются с АО). Поэтому говорить о зачете взаимных требований между потребителями и бюджетной организацией (ст. 410 ГК РФ) неправомерно. Напомним, что в силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования (для зачета достаточно заявления одной стороны). Очевидно, что субъектный состав в отношениях по встречному требованию должен быть идентичен первоначальному обязательству.

Потребители вправе произвести зачет встречных требований только с АО, причем при наличии кроме рассматриваемых договоров на оказание услуг еще и других договоров, согласно которым на потребителей ложится обязанность по поставке акционерному обществу товаров, выполнению работ или оказанию каких-либо услуг.

В рассматриваемой же ситуации потребители в рамках уже заключенного договора рассчитываются за полученные услуги стройматериалами, квартирами и т.д., передавая их бюджетной организации (что, в принципе, возможно в соответствии со ст. 409 ГК РФ при оформлении к договору дополнительного соглашения, определяющего размер, сроки и порядок прекращения обязательства потребителей по расчетам за оказанные им услуги путем предоставления бюджетной организации отступного - передачи имущества).

Но бюджетная организация, в свою очередь, согласно ст. 974 ГК РФ, обязана все полученное от потребителей незамедлительно передать АО.

По поводу налогообложения доходов лиц, участвующих в данной сделке, можно сказать следующее.

Бюджетная организация не получает вознаграждения, т.е. не имеет прибыли от посреднических операций, следовательно, не имеет объекта налогообложения (говорить о налогообложении, возникающем при реализации услуг ниже фактической себестоимости, тоже нельзя, поскольку бюджетная организация не несет никаких расходов, непосредственно связанных с исполнением данного ей поручения).

При решении вопроса налогообложения доходов потребителей и АО необходимо руководствоваться п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий" (в редакции от 28.06.97), поскольку независимо от того, каким образом будут оформлены отношения между АО и потребителями, фактически между ними происходит обмен услугами (товарами).

Согласно указанному п. 5, при осуществлении между предприятиями обмена товарами (услугами) выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (такого или аналогичного вида услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась сделка, а в случае отсутствия подобной реализации за истекший месяц - исходя из цены последней реализации таких товаров (услуг), но не ниже их фактической себестоимости. Если же предприятия обменивают ранее не производившуюся или приобретенную у третьих лиц продукцию, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, но не ниже ее фактической себестоимости.


И. Завражнова

Выпуск 10, май 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение