Применение фондами обязательного медицинского страхования положений Указа Президента РФ N 685 (Выпуск 10, май 1998 г.)

266. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) при проверке уплаты взносов и обнаружении ошибки начисляет за несвоевременную уплату взносов пени в размере 1% (а не 0,3% как по Указу Президента РФ N 685) либо, невзирая на п. 13 Указа (о неприменении ответственности за технические ошибки), производит начисление штрафа и пени, даже если предприятие самостоятельно выявило ошибки, сделало исправления и перечислило в бюджет недоимку.

Прав ли ФОМС в этих случаях?


Взыскивая с предприятия пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 1% от суммы недоимки, территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступает правильно.

Дело в том, что п. 14 указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", снижающий размер пени с 0,7 до 0,3%, касается только финансовой ответственности, установленной ст. 13 Закона РФ от 21.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Связано это с тем, что п. 14 Указа Президента РФ N 685 был признан утратившим силу п. 24 другого указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней", которым, в свою очередь, были внесены изменения в ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Что же касается этой статьи, то она применяется за нарушения порядка исчисления и уплаты тех налоговых платежей, которые перечислены в статьях 19 - 21 того же Закона и для которых в законах об их установлении не предусмотрены иные меры финансовых санкций.

Несмотря на то что в силу п. 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов в ФОМС распространяются порядок и условия налогового законодательства, механизм исчисления и уплаты платежей во внебюджетные фонды, в частности в ФОМС, а также виды финансовой ответственности, применяемые к его нарушителям, определяются специальными положениями об этих платежах.

В частности, виды и размеры финансовых санкций, взыскиваемых с плательщиков, своевременно не внесших суммы причитающихся платежей в ФОМС, установлены п. 7 вышеназванного Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а помимо того, подтверждены пунктами 21, 27 вышеупомянутой Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.

Данными пунктами определено, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней, размер которых для работодателей и иных плательщиков составляет 1% суммы недоимки.

Хотелось бы заметить, что, согласно ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако до настоящего времени ни Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, ни Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование соответствующих изменений не претерпели.

Что же касается факта игнорирования фондом п. 13 Указа Президента РФ N 685 (относительно того, что технические ошибки, самостоятельно выявленные плательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями), то нужно сказать, что фонд не руководствуется данными положениями потому, что Указ N 685 принимался в целях осуществления налоговой реформы в РФ, которая могла бы обеспечить своевременность и полноту собирания налогов и формирования доходной части бюджета. Однако Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные органы не являются бюджетными (см. ст. 10 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год") и функционируют не для пополнения доходной части бюджета РФ, а для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования (ст. 12 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Тем не менее хотелось бы обратить внимание на одно руководящее разъяснение Федерального ФОМСа, касающееся применения ответственности за нарушения, возникшие в результате так называемых технических ошибок плательщиков взносов. В Методических рекомендациях по проведению документальной проверки налогоплательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, утвержденных ФФОМС РФ от 10.01.97 N 86/23, сказано, что при применении финансовых санкций и взимании пени территориальным фондам необходимо иметь в виду, что в случае если работодатель до дня проверки своевременно выявил не учтенную ранее сумму оплаты труда (имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил и уплатил с нее страховые взносы в фонды, финансовые санкции в виде взыскания штрафа в размере начисленного страхового взноса не применяются. Пени за просрочку платежа, по всей видимости, с предприятий должны взыскиваться в общеустановленном порядке.


Ю. Камфер

Выпуск 10, май 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение