Вопрос: Предприятие в апреле 1996 г. приобрело легковой автомобиль за 30 млн руб. и воспользовалось льготой по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения. В июне 1997 г. автомобиль был разбит по вине водителя. Предприятие сочло нецелесообразным восстанавливать автомобиль и решило продать его по цене 6 млн руб. (по акту оценки авто-экспертного бюро). Должно ли предприятие увеличить налогооблагаемую базу в 1997 г. на сумму льготы, которой воспользовалось в 1996 г.? (Выпуск 13, июль 1998 г.)

Предприятие в апреле 1996 г. приобрело легковой автомобиль за 30 млн руб. и воспользовалось льготой по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

В июне 1997 г. автомобиль был разбит по вине водителя. Предприятие сочло нецелесообразным восстанавливать автомобиль и решило продать его по цене 6 млн руб. (по акту оценки авто-экспертного бюро).

Должно ли предприятие увеличить налогооблагаемую базу в 1997 г. на сумму льготы, которой воспользовалось в 1996 г.?

За счет каких средств покрыть убыток от реализации автомобиля (остаточная стоимость автомобиля выше продажной)?


В течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, как предусмотрено п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 18.03.97) (далее - Инструкция N 37), при реализации или безвозмездной передаче основных средств, при приобретении которых предприятию были предоставлены льготы, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств в пределах предоставленной льготы. Таким образом, в случае реализации автомобиля, предприятие должно будет увеличить налогооблагаемую базу в 1997 г. на первоначальную стоимость автомобиля за вычетом накопленной суммы амортизации.

Согласно п. 69 Положения о бухгалтерском отчете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (в редакции от 03.02.97), убыток от реализации автомобиля по цене ниже остаточной стоимости относится на финансовые результаты организации. При этом, согласно п. 2.4. Инструкции N 37, данный убыток не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятия.

Так как реальный ущерб предприятию причинен водителем, по вине которого произошла авария, то предприятие вправе в соответствии со ст. 15 ГК РФ требовать от него возмещения убытков. Порядок и размер возмещения ущерба работником будет определяться положениями главы VIII КЗоТ РФ.

В случае компенсации водителем нанесенного ущерба суммы возмещенного убытка будут включаться в состав внереализационных доходов предприятия (п. 14 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в редакции от 31.12.97).


В. Мешалкин

Выпуск 13, июль 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.