Вопрос: Наше предприятие имеет автомобиль, который используется исключительно для внутренних нужд самого предприятия (поездки на смежные предприятия, в банк, перевозка закупаемого в различных регионах товара и т.п.). Никакой прибыли от таких поездок предприятие не получает, платных услуг по перевозке не оказывает. Необходимо ли получение лицензии на право осуществления деятельности по перевозке грузов и пассажиров? (Выпуск 12, июнь 1998 г.)

310. Наше предприятие имеет автомобиль, который используется исключительно для внутренних нужд самого предприятия (поездки на смежные предприятия, в банк, перевозка закупаемого в различных регионах товара и т.п.). Никакой прибыли от таких поездок предприятие не получает, платных услуг по перевозке не оказывает.

Необходимо ли получение лицензии на право осуществления деятельности по перевозке грузов и пассажиров?


В настоящее время основным нормативным документом, регулирующим лицензирование пассажирских перевозок, а также перевозок грузов автомобильным транспортом, является постановление Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ").

Полномочия по выдаче лицензий на осуществление перевозок пассажиров (кроме международных) возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ, а перевозок грузов автомобильным транспортом - на Министерство транспорта РФ (Приложение 1 к постановлению N 1418). Рассмотрим необходимость получения лицензии при осуществлении каждого из указанных видов перевозок.

1. Определяя понятие "пассажирские перевозки автомобильным транспортом", подлежащие лицензированию на основании Постановления N 1418, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ, от 23.10.93 N 1090, пассажиром является любое лицо кроме водителя, находящееся в транспортном средстве и участвующее в дорожном движении. Иными словами, поездкой с пассажиром может считаться любая поездка, при которой в автомашине кроме водителя будет присутствовать другое лицо. Вместе с тем предметом лицензирования указанное постановление N 1418 называет не пассажирские поездки, а "перевозку пассажиров автомобильным транспортом". Ст. 75 Устава автомобильного транспорта РСФСР (ст. 786 ГК РФ) определено, что отношения, возникающие при перевозке пассажиров, имеют возмездный характер. Таким образом, под перевозочной деятельностью, подлежащей лицензированию, следует понимать осуществление пассажирских перевозок на возмездной основе.

В Москве в настоящее время действуют "Временные условия лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств транспортной инспекцией г.Москвы", утвержденные постановлением Правления Московской лицензионной палаты б/N от 03.03.93. Согласно п. 1 Временных условий к перевозочной деятельности относятся городские, пригородные и другие перевозки в виде оказания транспортных услуг за плату. Некоммерческие поездки с пассажирами лицензированию в г. Москве не подлежат.

2. Что касается вопроса о необходимости получения лицензии на перевозку грузов, осуществляемую для собственных нужд предприятия, то здесь следует обратиться к соответствующим документам Министерства транспорта РФ. В соответствии с Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.97 N 322, лицензированию подлежит любая деятельность юридических лиц, выполняющих автомобильные перевозки грузов в пределах РФ, в том числе перевозка собственных грузов для производственных целей в пределах РФ (п.4 Положения). В этом случае предприятию необходимо получить ограниченную лицензию. Исключение составляют лишь те случаи, когда перевозка грузов осуществляется легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъемностью до 500 кг, а также на прицепах к этим автотранспортным средствам (п. 3 Положения о лицензировании).

При соблюдении этих условий лицензия на перевозку грузов для нужд предприятия не потребуется.


Е. Тимохина

Выпуск 12, июнь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.