Вопрос: Комитет по управлению имуществом создан распоряжением главы администрации города на основании и во исполнение закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ". На чьем балансе должны учитываться приобретенные Комитетом акции: Комитета или администрации? Как в бухгалтерском учете Комитета следует отразить операции по приобретению акций? (Выпуск 12, июнь 1998 г.)

336. Комитет по управлению имуществом создан распоряжением главы администрации города на основании и во исполнение закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ". Комитет является самостоятельным юридическим лицом, действует на принципах самоокупаемости. Администрация города профинансировала затраты на приобретение акций АО. Комитет занимался оформлением всех операций. На чьем балансе должны учитываться приобретенные Комитетом акции: Комитета или администрации? Как в бухгалтерском учете Комитета следует отразить операции по приобретению акций?


Комитеты по управлению имуществом создавались в национально-государственных, национально- и административно-территориальных образованиях в соответствии со ст.5 закона РФ от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ". Комитеты по управлению имуществом являются органами государственного управления (местной администрации) с правами юридического лица.

Согласно п. 3.4 Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, утвержденного указом Президента РФ от 14.10.92 N 1231, комитеты по управлению имуществом не имеют права заниматься коммерческой, т.е. предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением акций АО, зависит от того, на каком основании администрация города осуществляет финансирование этой покупки. Следует рассмотреть два возможных варианта.

1) Между администрацией города и Комитетом был заключен договор поручения, согласно которому администрация поручила Комитету приобрести для нее акции АО.

2) Администрация города осуществила целевое финансирование Комитета на покупку акций АО.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из вариантов.

1. Комитет приобретает акции АО на основании договора поручения. По договору одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (см. ст. 971 ГК РФ).

В данном случае Комитет, выступающий в роли поверенного, осуществляет покупку акций АО от имени и за счет администрации города, выступающей в роли доверителя. Приобретаемые Комитетом акции на баланс Комитета не ставятся, а учитываются на балансе администрации. Поскольку Комитет не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, договор поручения в данном случае должен быть безвозмездным. Т.е. администрация города не выплачивает Комитету никакого вознаграждения, а только возмещает все понесенные им в процессе выполнения договора издержки (см. ст. 975 ГК РФ).

Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 2 закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью, не являются плательщиками НДС.

В бухгалтерском учете Комитета операции, связанные с приобретением акций, будут отражаться следующим образом (см. План счетов и инструкцию по его применению, утвержденный приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56):

1) Д-т сч. 51 - К-т сч. 76/1 - поступили средства от администрации города;

2) Д-т сч. 76/2 - К-т сч. 51 - произведена оплата за приобретаемые для администрации акции АО;

3) Д-т сч. 76/2 - К-т сч. 51 - оплачены расходы, связанные с покупкой и оформлением акций;

4) Д-т сч. 76/1 - К-т сч. 76/2 - все расходы, связанные с приобретением акций, отнесены за счет администрации;

5) Д-т сч. 76/1 - К-т сч .10 (70, 69 и т.п.) - все понесенные Комитетом издержки покрываются за счет администрации.

2. Администрация города осуществляет целевое финансирование на покупку акций АО для Комитета. В этом случае Комитет от своего имени осуществляет покупку акций АО за счет средств целевого бюджетного финансирования. Приобретенные Комитетом акции будут учитываться на балансе Комитета.

В бухгалтерском учете Комитета операции, связанные с приобретением акций, будут отражаться в следующем порядке (см. План счетов и инструкцию по его применению, Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденный Приказом Минфина РФ от 15.01.97 N 2, а также совместное письмо от 11.05.93 Минфина РФ N 04-02-04, ГНС РФ N ВГ-6-01/173 "О порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета"):

1) Д-т сч. 51 - К-т сч. 96 - поступили средства от администрации города;

2) Д-т сч. 08 - К-т сч. 51 - оплачена стоимость акций (см. п.3.3 Порядка);

3) Д-т сч. 08 - К-т сч. 51 - оплачены расходы, связанные с покупкой акций (без НДС) (см. п.3.3 Порядка);

4) Д-т сч. 96 - К-т сч. 51 - НДС по расходам, связанным с покупкой акций, покрывается за счет средств целевого бюджетного финансирования (см. п.9 инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость");

5) Д-т сч. 08 - К-т сч. 10 (70, 69 и т.п.) - отражены затраты Комитета, связанные с приобретением акций;

6) Д-т сч. 06 (58) - К-т сч. 08 - оприходованы акции в сумме фактических затрат на их приобретение (см. пп. 3.1 и 3.2 Порядка);

7) Д-т сч. 96 - К-т сч. 88 субсчет "Фонды накопления" - списываются средства целевого бюджетного финансирования, израсходованные на покупку акций (в размере фактических затрат на приобретение акций).

В заключение следует обратить внимание на то, что средства целевого бюджетного финансирования, использованные по прямому назначению, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В то же время, если средства целевого бюджетного финансирования использованы не по прямому назначению, то они в размере этой части подлежат изъятию в соответствующий бюджет, также как и доход, полученный от их нецелевого использования (см. вышеупомянутое совместное Письмо ГНС и Минфина).


Т. Крутякова

Выпуск 12, июнь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение