Вопрос: Должен ли уплачиваться НДС со всех полученных от реализации СМИ за отчетный период средств, если в одном номере за этот период объем рекламы превысил 40 процентов? Если это так, то какую ставку применять в нашем случае (все средства от подписки получены без НДС)? Действует ли аналогичное положение по налогу на прибыль СМИ? (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)

Просим разъяснить п.3 Письма Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. "О порядке применения налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции": должен ли уплачиваться НДС со всех полученных от реализации СМИ за отчетный период средств, если в одном номере за этот период объем рекламы превысил 40 процентов?

Если это так, то какую ставку применять в нашем случае (все средства от подписки получены без НДС)? Действует ли аналогичное положение по налогу на прибыль СМИ?


В соответствии с положениями п. 1, 3 Письма Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N ВГ-4-03/22Н "О порядке применения налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции" в налогооблагаемый оборот по НДС необходимо включать средства, полученные за весь отчетный период от реализации той продукции СМИ (то есть всех тиражей номеров этого наименования) и книжной продукции, в которой удельный вес рекламы в отдельные дни соответствующего налогового периода превысил 40 процентов объема отдельного номера тиража (или единицы книжной продукции).

Таким образом, Госналогслужбой в данном межведомственном нормативном правовом акте дано определение понятия "продукция СМИ рекламного характера" для целей налогообложения по НДС: вся продукция СМИ, выпущенная в течение отчетного периода, носит рекламный характер даже в случае одноразового (в одном тираже) превышения установленного лимита объема рекламных материалов.

Соответственно и средства, полученные от рекламодателей за рекламу, размещенную в облагаемой НДС продукции СМИ и книжной продукции, в таком случае также подлежат включению в налогооблагаемую базу.

В настоящий момент в условиях отсутствия конкретных разъяснений Госналогслужбы РФ о порядке исчисления подлежащей внесению в бюджет суммы НДС (в случае превышения объема рекламы над установленным) предприятию, исходя из общей концепции Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", придется применять ставку 20 процентов.

Поскольку в заключенных ранее договорах, расчетных и платежных документах не определено, что обозначенная в них сумма содержит НДС, то основания применения расчетной ставки 16,67 процента формально отсутствуют (см. ст. 6 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", п. 15 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").

Возможным источником расчетов по НДС с бюджетом в таком случае может быть взыскание продавцом (издательством) с покупателя не уплаченной при расчетах за СМИ суммы, составляющей НДС.

Поскольку данный налог является косвенным и подлежит уплате покупателем сверх цены продукции, то на покупателе (организации или частном лице) остается обязанность по уплате НДС и у него нет оснований отказываться от наличия такой задолженности. Данный подход подтвержден Информационным письмом Президиума ВАС от 10 декабря 1996 г. N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" (см. п. 9).

Если же издатель отказывается от взимания суммы НДС с покупателя в рассматриваемой ситуации (трудоемко, ценовая политика и прочее), то источником уплаты НДС в бюджет должна быть только чистая прибыль, поскольку такие действия предприятия в гражданском законодательстве квалифицируются как дарение (см. ст. 572 ГК РФ).

Теперь обратимся к возможности применения такого же подхода к трактовке определения "продукция СМИ рекламного характера" при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль СМИ. С одной стороны, это представляется логичным, поскольку Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" одновременно ввел для СМИ льготы по НДС и по прибыли. При этом в нем использовалась одна и та же формулировка о нераспространении этих льгот на продукцию СМИ рекламного и эротического характера.

С другой стороны, Госналогслужба РФ ввела вышеуказанный порядок только для исчисления НДС. Это может свидетельствовать о том, что законодатель не имел в виду необходимость лишения предприятий, один или несколько раз превысивших установленную норму объема рекламы, льготы по налогу на прибыль по данному изданию в течение всего отчетного года (так как налог на прибыль, в отличие от НДС, исчисляется нарастающим итогом по году).

До разъяснения компетентных органов по данному вопросу, по нашему мнению, юридически более обосновано придерживаться первой точки зрения.


(Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение