Вопрос: Правомерны ли требования налоговых органов о необходимости на основании п.17 Инструкции ГНС РФ N 39 уплаты НДС с оборотов по реализации периодических печатных изданий, поставляемых в страны ближнего зарубежья? (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)

Правомерны ли требования налоговых органов о необходимости на основании п.17 Инструкции ГНС РФ N 39 уплаты НДС с оборотов по реализации периодических печатных изданий, поставляемых в страны ближнего зарубежья? Включение суммы НДС в подписные каталоги, по которым производится подписка в странах СНГ, неизбежно приведет к потере подписчиков вследствие увеличения цены издания.


Следует отметить, что ссылка налоговых органов на п. 17 Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" сама по себе не может являться достаточным основанием для утверждения о необходимости уплаты НДС с оборотов по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, поставляемой в страны - участницы Содружества Независимых Государств.

Это обусловлено тем, что в п. 16 и п. 17 Инструкции N 39 Госналогслужбы РФ в рамках своей компетенции разъясняет лишь порядок расчетов за реализуемые товары (их оплаты, заполнения документов), а не определяет объекты и размеры налогооблагаемой базы. Поэтому из текста п.17 может следовать лишь то, что расчеты между хозяйствующими субъектами государств ближнего зарубежья осуществляются в порядке, аналогичном общеустановленному, то есть указанному в п. 16 "а" данной Инструкции. Следовательно, и оформление документов за реализованные товары производится в порядке, определенном этим пунктом.

Однако по существу данная проблема, действительно, представляет интерес, поскольку в налоговом законодательстве предусмотрена возможность применения особого порядка расчетов по НДС в отношении поставок товаров в рамках стран СНГ.

Так, пунктом 2 ст. 10 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" определено, что особенности применения НДС в отношении товаров, вывозимых с территории РФ хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением РФ о принципах взимания НДС при расчетах за товары, реализуемые на территории государств - сторон соглашения, или федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству - участнику СНГ.

Отсутствие таких соглашений приводит к тому, что в соответствии с рассматриваемой нормой закона порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров в настоящее время (до принятия федеральных законов по данному вопросу) определяются постановлением Верховного Совета РФ от 29 января 1993 г. N 4407-1 "О применении Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость". В нем установлен порядок, согласно которому реализация товаров в государства, являющиеся членами СНГ (где к товарам, реализуемым в РФ, устанавливаются повышенные по сравнению с действующими в РФ ставки НДС), применяются эти повышенные ставки налога на основе взаимности.

Порядок применения данного положения разъяснен письмами Госналогслужбы и Минфина РФ от 14 апреля 1993 г. N ВЗ-4-05/55н, 47 "О налоге на добавленную стоимость" и от 22 сентября 1993 г. N ВЗ-4-15/149н, 109 "О налоге на добавленную стоимость при расчетах с хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств". В соответствии с этими документами реализация товаров хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ производится с НДС в размере 20 процентов (по ряду государств - 25 процентов) независимо от того, что российским законодательством по отдельным товарам предусмотрены пониженные ставки или полное освобождение от его уплаты.

Регистрация указанных писем в Минюсте (27 апреля 1993 г. N 235 и 6 октября 1993 г. N 358 соответственно) и публикация их в газете "Российские вести" (N 86 от 6 мая 1993 г. и N 199 от 14 октября 1993 г.) придали данным документам силу нормативных актов, положения которых обязательны для исполнения всеми субъектами налогового права (см. Указ Президента от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Таким образом, в соответствии с порядком, установленным нормативными актами, предприятия, реализующие СМИ в страны СНГ, должны увеличивать цену на сумму НДС. Кроме того, такой подход приводит к необходимости ведения раздельного учета по продукции, реализованной на территории РФ и стран содружества (см. п. 2 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"). Конечно, при этом возрастет цена реализации изданий, но это не должно повлиять на конкурентоспособность средства массовой информации. В большинстве стран СНГ льготы для СМИ отсутствуют. Поэтому увеличение цены реализации на сумму НДС лишь ставит местные и российские издания в равные условия.

Если бы печатное издание поставлялось в страну содружества, где действуют аналогичные налоговые льготы, то в этом случае предприятие имело бы основания оспаривать требования Госналогслужбы РФ, поскольку они не полностью соответствуют смыслу положений постановления Верховного Совета РФ N 4407-1.

Так, письма Госналогслужбы РФ не содержат оговорки о возможности взаимного предоставления льгот или применении других размеров ставок (например, если на территории РФ обороты по реализации товара льготируются, а в государстве - члене СНГ применяется пониженная по отношению к общепринятой для других товаров ставка), тогда как постановление Верховного Совета РФ на основании Закона "О налоге на добавленную стоимость" предусматривает отслеживание и применение адекватных условий и порядка расчета НДС в отношении каждого отдельного участника СНГ.

Если на основании указанного подхода предприятие решится оспаривать установленный Госналогслужбой РФ порядок определения объекта налогообложения при реализации в страны ближнего зарубежья льготируемых на взаимной основе товаров* , то такие иски нужно обосновывать отсутствием у Госналогслужбы РФ компетенции для ограничительного (сужающего права предприятий) толкования положений налогового законодательства (ст. 25 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" предусматривает только их разъяснение в рамках установленных законодательством норм).


     ----------------------------------------

* Льготирование на Украине продукции СМИ собственного производства не может считаться "льготированием на взаимной основе", поскольку в данном случае для российских СМИ установлены более жесткие условия реализации.


(Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.