Вопрос: Установлен ли порядок калькулирования себестоимости для предприятий, занимающихся издательской деятельностью? В частности, существует ли отраслевой перечень состава затрат и обязательный для применения порядок распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов? Может ли налоговый орган при проведении документальной проверки использовать свои правила калькулирования себестоимости? (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)

Установлен ли порядок калькулирования себестоимости для предприятий, занимающихся издательской деятельностью?

В частности, существует ли отраслевой перечень состава затрат и обязательный для применения порядок распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов? Может ли налоговый орган при проведении документальной проверки использовать свои правила калькулирования себестоимости?


В соответствии с пояснениями к счетам 26 и 25 Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утвержден Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56) порядок распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов между отдельными объектами учета регулируется соответствующими нормативными актами. Таким нормативным актом (использование которого обязательно и в целях налогообложения - см. п. 2.3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций") является Положение о составе затрат... утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

Пунктом 11 Положения о составе затрат... определено, что методы распределения затрат по видам продукции регулируются отраслевыми методическими рекомендациями калькулирования себестоимости продукции с учетом характера и структуры производства.

В рассматриваемом случае можно руководствоваться Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности, утвержденной Приказом Мининформпечати РФ от 28 декабря 1993 г. N 259. В ней предусмотрено, что общехозяйственные (общеиздательские) расходы и общепроизводственные (редакционные) расходы распределяются между единицей калькулирования - каждым названием издания - пропорционально объему в учетно-издательских листах (см. п. 3.2.7 и 3.2.8 Инструкции).

Однако данный документ не согласован с Минфином и Минэкономики РФ. Значит, пока он не приобрел силу нормативного акта, обязательного для всех предприятий отрасли, следование которому может проверяться налоговыми органами.

На практике для бухгалтера это означает, что в учете (в том числе в целях налогообложения) ему следует руководствоваться перечнем состава затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ N 552. При решении вопроса о включении специфических для издательской деятельности расходов в себестоимость продукции необходимо найти для них соответствующий подпункт указанного Положения. Обосновать применение того или иного пункта можно исходя из технологии производства или норм законодательства, регулирующего данный вид деятельности.

Например, в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакции обязаны предоставлять определенным организациям бесплатные обязательные экземпляры (8 экземпляров каждого тиража в Минпечати и библиотеки, а также экземпляры учредителям). Учесть в составе затрат производства и обращения стоимость этих экземпляров можно на основании п. 2 "я" Положения о составе затрат... поскольку отнесение на себестоимость таких расходов предприятия предусмотрено п.1 ст 6 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".

Такой же подход следует применять и при передаче остальных обязательных бесплатных экземпляров, установленных п. 1, 2, 4 и 5 ст. 7 Закона N 77-ФЗ (еще как минимум 8 экземпляров, не упомянутых в Законе "О средствах массовой информации").

Что касается порядка распределения накладных расходов предприятия, ведущего издательскую деятельность, то, поскольку отраслевая Инструкция не носит нормативного характера, в настоящее время такой порядок на законодательном уровне не установлен. В таком случае в соответствии с п. 2.4 и 3.1 ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия" (утверждены Приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. N 100) предприятие имеет право самостоятельного выбора критерия распределения накладных расходов, закрепив данное положение в качестве элемента своей учетной политики.

Достаточно логично (но не обязательно) общередакционные (счет 25) расходы делить пропорционально объему в издательских листах, как это и установлено отраслевой Инструкцией. Но в принципе возможно применение и другого критерия. При проведении документальной проверки налоговая инспекция может оспорить установленный предприятием способ распределения только в том случае, если он лишен логики или явно противоречит общеэкономическим теориям.

Для этого налоговый орган должен будет доказать (представить расчет!), что применение предприятием такого критерия приводит к невозможности формирования достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия. Только тогда можно будет утверждать, что установленный предприятием элемент учетной политики является недействительным, поскольку не соответствует нормативно закрепленным принципам и задачам бухгалтерского учета (см. например, п.2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ). Но и в этом случае налоговый орган должен предоставить предприятию право выбрать самостоятельно и обосновать иной критерий, поскольку установление элементов учетной политики в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий не входит в компетенцию ГНС РФ (отсутствуют соответствующие закрепленные законодательством права).

Аналогичный подход следует применять и при распределении общехозяйственных расходов, калькулируемых на счете 26. При этом необходимо учесть, что общехозяйственные расходы корректно будет распределять между объектами учета пропорционально объему в издательских листах только в случае, если предприятие выпускает исключительно продукцию издательской деятельности.

Если же наряду с издательским осуществляются и другие виды деятельности (см. в "Теме номера" пример о предоставлении услуг по размещению рекламы), то логичнее и менее оспоримо будет применение критерия, характеризующего приблизительно реальное распределение затрат между видами деятельности (пропорционально выручке, прямым материальным затратам, Фонду оплаты труда и пр.).

Если предприятие наряду с издательской ведет деятельность, облагаемую иной ставкой налога на прибыль (например, посредническую при размещении рекламы в своем и других изданиях), то в учете также можно применять любой критерий.

Однако на практике для исключения дополнительных расчетов в целях налогообложения предпочтение следует отдать соотношению полученной выручки от видов деятельности, поскольку это предусмотрено налоговым законодательством (см. п. 2.9, 2.10 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37). Аналогичный подход можно применить и к общепроизводственным (счет 25) расходам, если в соответствии с принятым предприятием рабочим Планом счетов они также связаны с ведением нескольких видов деятельности (а не только с издательской).


(Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.