Вопрос: С июня 1995 года по просьбе главы местной администрации профессиональное училище предоставляло принадлежащее ему общежитие работникам, строящим в городе дорогу. Средства, полученные за проживание строителей, были направлены в 1995 - 1996 годах на содержание училища. При проверке налоговая инспекция приняла решение о перечислении в бюджет налогов на добавленную стоимость, на пользователей автодорог, пеней и штрафов. На каком основании налоговая инспекция приняла решение о взимании налогов, права ли она? (Выпуск АКДИ БП N 24, июнь 1998 г.)

С июня 1995 года по просьбе главы местной администрации профессиональное училище предоставляло принадлежащее ему общежитие работникам, строящим в городе дорогу. Средства, полученные за проживание строителей, были направлены в 1995 - 1996 годах на содержание училища.

При проверке налоговая инспекция приняла решение о перечислении в бюджет налогов на добавленную стоимость, на пользователей автодорог, пеней и штрафов.

Во-первых, согласно ст. 1 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая определяется как разность между стоимостью оказанных услуг и стоимостью материальных затрат, однако налоговый инспектор отказался из общей суммы поступлений вычесть затраты на содержание училища.

Во-вторых, согласно Закону "Об образовании" образовательные учреждения освобождены от всех налогов.

На каком основании налоговая инспекция приняла решение о взимании налогов, права ли она?


Согласно п. 1 ст. 47 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 г. "Об образовании" образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

Услуги, которые оказало образовательное учреждение по просьбе главы местной администрации работникам, строящим в городе дорогу, можно расценивать как предоставление образовательным учреждением услуг по проживанию в общежитии гражданам, не обучающимся в данном образовательном учреждении, которые аналогичны услугам гостиницы. Тогда можно сказать, что образовательное учреждение ведет предпринимательскую деятельность.

Закон "Об образовании" устанавливает следующее:

если образовательное учреждение занимается предпринимательской деятельностью и доход, полученный от этой деятельности, направлен на непосредственные нужды обеспечения учреждения, такая деятельность предпринимательской не считается (п. 3 ст. 47);

если доход, полученный от предпринимательской деятельности, на нужды образовательного учреждения направлен не был, то тогда образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности (п.4 ст. 47).

Именно на эти положения Закона N 3266-1 ссылаются почти все образовательные учреждения, считая, что, используя доходы от предпринимательской деятельности на нужды своего учреждения, они освобождены от налогообложения любыми налогами.

На самом же деле в вопросах налогообложения следует руководствоваться не Законом "Об образовании", а налоговым законодательством. Если быть более точными, то в вопросе обложения налогом на добавленную стоимость следует применять Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцию Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Согласно п. 2 Инструкции N 39 плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, предприятия, учреждения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Значит, образовательное учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью, является плательщиком НДС.

Пункт 12 Инструкции N 39 содержит перечень товаров, работ, услуг, освобождаемых от НДС, в числе которых и услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом. Под услугами в сфере образования следует понимать услуги, которые оказывают образовательные учреждения в части уставной непредпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовых форм. Иными словами, льгота предоставляется образовательным учреждениям только в области уставной непредпринимательской деятельности.

На этом основании доходы, полученные от предпринимательской деятельности и реинвестированные в образовательное учреждение, от НДС не освобождаются и облагаются налогом в общем порядке. Объектом налогообложения в этом случае будет выручка, полученная от оказанных услуг (см. п. 7 Инструкции N 39).

Суммы НДС, которые перечисляются в бюджет, определены п. 19 Инструкции N 39. Это разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги).

Этим положением Инструкции руководствовалась налоговая инспекция при определении сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, и ни в коем случае не п. 1 Инструкции, где вводится общее понятие НДС.

Подчеркнем, что суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), могут оплачиваться либо за счет бюджетного финансирования, либо за счет собственных средств. Если оплата производится за счет средств бюджета, то НДС по материальным ресурсам, работам и услугам из бюджета не возмещается, а относится на увеличение стоимости приобретенных ценностей и оказанных учреждению услуг с отражением по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации (Письмо Минфина РФ от 13 февраля 1992 г. N 103-2-8 "О ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности по налогу на добавленную стоимость бюджетными учреждениями и организациями").

В бюджетной организации, как и в любой другой, одновременно могут приобретаться материальные ценности, работы и услуги и оказываться платные услуги. В случае если приобретения сделаны только за счет бюджетных средств (то есть НДС по ним не возмещается), а выручка от платных услуг получена с НДС, то налог, полученный от покупателей за реализованные им работы, товары, услуги, подлежит уплате в бюджет в полном размере.

Если оплата приобретаемых товаров, работ, услуг производилась за счет собственных средств (то есть полученных от платных услуг), то суммы налога, фактически уплаченные за материальные ценности, работы, услуги, вычитаются из полученных сумм НДС от платных услуг, а разница перечисляется в бюджет.

Поскольку суммы, полученные от оказания платных услуг, были употреблены на содержание образовательного учреждения (приобретение материалов для ремонта, оплата коммунальных услуг и т.д.), то, основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод, что НДС, который должен перечисляться в бюджет образовательным учреждением, исчисляется как разница между суммами налога, полученными за оказанные платные услуги, и суммами налога, уплаченными поставщикам за приобретенные материальные ценности, полученные работы, услуги.

По вопросу уплаты налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями Госналогслужба изложила свою позицию в Письме от 28 марта 1997 г. N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями".

Согласно ст. 54 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" объектом обложения налогом на пользователей автодорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг). У образовательных учреждений выручкой от реализации работ и услуг является вся сумма выполненных платных работ и предоставленных платных услуг, поэтому у них в связи с оказанием платных услуг возникают объект налогообложения и обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.

В аналогичном порядке образовательные учреждения уплачивают налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. На основании изложенной позиции Госналогслужбы выручка, полученная от оказания платных услуг профессиональным училищем, должна облагаться налогом на пользователей автодорог и перечисляться в бюджет.

Подчеркнем, что согласно ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" и п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства РФ" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами РФ в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. Изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт РФ по конкретному налогу.

На этом основании льгота по налогу на пользователей автодорог может быть предоставлена образовательным учреждениям только при условии внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.


М. Голубева,

эксперт "БП"

(Выпуск АКДИ БП N 24, июнь 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.