С 1 апреля 1997 года мы перешли на упрощенную систему налогообложения согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ и должны быть освобождены (п. 2 ст. 1 Закона) от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Мы полагали, что не будем являться плательщиками земельного налога, однако налоговая инспекция обязала нас его уплатить за период II квартал 1997 года - I квартал 1998 года.
Коллектив пользуется землей согласно договору, подписанному мэром г. Астрахани и оформленному сроком на 25 лет. В налоговой инспекции разъяснили, что если бы земля была выкуплена коллективом, то мы были бы освобождены от уплаты земельного налога, а оформление договора аренды земли не освобождает нас от налога.
Согласно ст. 1 Закона РФ N 1738-1 формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Плательщики ежегодного земельного налога - собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Поскольку из контекста вопроса можно судить, что между организацией и администрацией города заключен договор аренды земельного участка, то ТОО не являлось плательщиком земельного налога и до перехода на упрощенную систему учета и отчетности.
Арендаторы земли являются плательщиками арендной платы, размер, условия и сроки внесения которой устанавливаются в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным между арендатором (в данном случае ТОО) и арендодателем (администрацией города).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение этой системы предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Поскольку арендная плата не входит в перечень налогов и сборов, перечисленных в статьях 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы", то переход на упрощенную систему учета и отчетности не освобождает малое предприятие от необходимости ее уплаты за арендуемый земельный участок.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что действия налоговой инспекции по взысканию земельного налога с арендатора земельного участка являются неправомерными.
О. Скрябина,
эксперт "БП", К. Э. Н.
(Выпуск АКДИ БП N 24, июнь 1998 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.