Вопрос: Имеют ли право внебюджетные фонды взыскивать в бесспорном порядке задолженность по страховым взносам путем предъявления инкассовых поручений на счета плательщиков? Какими нормативными актами они должны при этом руководствоваться? Может ли указанные функции выполнять налоговая инспекция? (Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 1998 г.)

Имеют ли право внебюджетные фонды взыскивать в бесспорном порядке задолженность по страховым взносам путем предъявления инкассовых поручений на счета плательщиков? Какими нормативными актами они должны при этом руководствоваться? Может ли указанные функции выполнять налоговая инспекция?


Для ответа на заданные вопросы рассмотрим действующий порядок взыскания по каждому фонду отдельно.


  Фонды обязательного медицинского страхования                           
  Государственный фонд занятости населения РФ                            
  Пенсионный фонд РФ                                                     
  Фонд социального страхования РФ                                        

Фонды обязательного медицинского страхования


Правомочия территориальных органов Фонда ОМС регламентированы Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утверждены постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1); Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (утверждена постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018) и другими законодательно-нормативными документами.

В соответствии с п. 20 названной Инструкции по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

Федеральному фонду и территориальным фондам обязательного медицинского страхования предоставлено право взыскивать с плательщиков недоимки в бесспорном порядке (п. 29 Инструкции). При этом указанные органы пользуются правами по взысканию не внесенных в срок налогов, предоставленными органам Госналогслужбы РФ, и руководствуются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Бесспорный порядок взыскания недоимок применяется в течение трех лет с момента образования указанной недоимки (п. 30 Инструкции).

Пунктом 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды ОМС предусмотрено, что функции контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов осуществляются совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Госналогслужбы РФ. Порядок такой деятельности регулируется совместным Письмом Федерального фонда ОМС N 2469/23-и и ГНС РФ N ВГ-6-07/411 от 13 июня 1996 г. "О взаимодействии территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов Госналогслужбы России".

Данный порядок, в частности, предусматривает, что с проверками по внесению налоговых платежей в бюджетную систему налоговые органы совмещают, как правило, проверки по вопросам, связанным с уплатой страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, а также проводят тематические проверки (см. п. 3 Письма). Конкретизация направлений, форм и условий взаимодействия с целью улучшения совместной работы по контролю за поступлением страховых взносов (платежей) осуществляется в соответствии с заключаемыми договорами между территориальными фондами и налоговыми органами непосредственно на местах по соглашению сторон (п. 9 Письма).

На основании п. 4 Письма в таком договоре, в частности, должны быть предусмотрены обязательства налоговых органов при выявлении у плательщика в ходе проверки нарушений порядка уплаты страховых взносов отражать их в общем акте проверки, который направляется территориальному фонду обязательного медицинского страхования в течение десяти дней с даты подписания акта. В этом случае территориальные фонды обязательного медицинского страхования учитывают страховые взносы, пени и штрафные санкции, доначисленные по актам документальных проверок, проведенных налоговыми органами, в общих расчетах с конкретным плательщиком (п. 5 Письма).


Государственный фонд занятости населения РФ


При взыскании недоимок по данному виду обязательных платежей уполномоченные государственные органы обязаны руководствоваться Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. N 5132-1.

В соответствии с п. 10 указанного Положения аналогично фондам обязательного медицинского страхования при взыскании в бесспорном порядке с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов. К плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном Правительством РФ. Основные направления и порядок взаимодействия указанных органов в этой сфере установлены в Письме Госналогслужбы РФ N ВГ-6-07/406, ФСЗ РФ N М-6-94-1480 от 11 июня 1996 г. "О взаимодействии органов Госналогслужбы России и органов службы занятости при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов". Условия взаимодействия данных органов, установленные в этом нормативном акте, сходны с положениями вышеупомянутого Письма Федерального фонда ОМС и Госналогслужбы РФ.

Кроме того, Письмом от 11 июня 1996 г. утвержден проект типовой формы договора, заключаемого между Государственной налоговой инспекцией и органом службы занятости в целях обеспечения полноты и своевременности поступления страховых платежей во внебюджетные социальные фонды. Такой договор, в частности, предусматривает со стороны налоговой инспекции содействие во взыскании с работодателей и иных плательщиков недоимок по платежам по данным проверок, проведенных налоговыми органами, в том числе совместно с органами службы занятости.


Пенсионный фонд РФ


Полномочия органов Пенсионного фонда по взысканию недоимок установлены в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)", которым утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), а также в Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 11 ноября 1994 г. N 258.

В соответствии с абз. 5 п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд обеспечивает контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.

По истечении установленных сроков невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в бесспорном порядке с начислением пени независимо от причины, по которой плательщик не имел возможности своевременно ее перечислить (п. 6 Порядка уплаты страховых взносов). К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

В соответствии с п. 8 Порядка уплаты страховых взносов недоимка взыскивается с работодателей в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке и зачисляется в доход ПФР. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки в ПФР составляет три года. Бесспорный порядок взыскания может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

ПФР и его региональные органы при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов.

Бесспорное взыскание недоимки производится отделением ПФР путем списания на счета ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР (п. 92 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ).


Фонд социального страхования РФ


Полномочия соответствующих государственных органов в части взыскания недоимок в Фонд социального страхования РФ регулируются Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ N 162, Минтруда РФ N 2, Минфина РФ N 87, Госналогслужбы РФ N 07-1-07 от 2 октября 1996 г.

В соответствии с п. 7.12 указанной Инструкции применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно которому недоимка взыскивается исполнительными органами Фонда с работодателей в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения, а с иных плательщиков - в судебном порядке.

При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Фонд и его органы пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки составляет три года; бесспорный порядок взыскания недоимки с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки (см. п. 7 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования).

Как и в ситуации с другими обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, контроль за полнотой и своевременностью уплаты соответствующими хозяйствующими субъектами взносов в Фонд государственного социального страхования осуществляется названным Фондом совместно с Госналогслужбой РФ. Взаимодействие указанных органов осуществляется аналогично порядку, действующему при взыскании недоимок в Государственный фонд занятости населения РФ (см. выше), и регулируется совместным Письмом Госналогслужбы РФ от 11 июня 1996 г. N ВГ-6-07/407 и ФСС РФ от 6 июня 1996 г. N 05-345 "О взаимодействии органов Госналогслужбы России и отделений Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов".


* * *


Подводя итоги, следует сказать, что порядок взыскания недоимок по страховым взносам в каждый из вышеперечисленных внебюджетных фондов имеет много общего с учетом особенностей, присущих правовому регулированию полномочий указанных органов. Соответствующие фонды, безусловно, обладают правом взыскивать недоимки в бесспорном порядке. Однако такое взыскание может производиться во взаимодействии с налоговыми органами на основе договоров. В последнем случае фонды учитывают суммы, доначисленные налоговыми инспекциями, при окончательных расчетах с плательщиком.

Следует отметить, что положения законодательных актов, предусматривающих взыскание штрафов при отсутствии согласия плательщика в бесспорном порядке, признаны неконституционными постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". Таким образом, в отличие от недоимок и пени взыскание штрафов с организаций возможно только путем предъявления соответствующими органами иска в суд.


М. Жарковская,

эксперт "БП"

(Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.