Вопрос: Организацией самостоятельно выявлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 1996 г. В августе 1997 г. доплачен налог на прибыль. Налоговая инспекция при проверке в октябре насчитывает пени, мотивируя это тем, что "пени, взимаемые с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, не являются мерами ответственности, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок". Права ли налоговая инспекция? (Выпуск АКДИ БП N 5, январь 1998 г.)

Организацией самостоятельно выявлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 1996 год. В августе 1997 года сделаны соответствующие проводки, внесены исправления в отчетность и доплачен налог на прибыль. Налоговая инспекция при проверке в октябре насчитывает на эту сумму пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет, мотивируя это тем, что "пени, взимаемые с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, не являются мерами ответственности, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок".

Права ли налоговая инспекция?


Налоговыми нарушениями не являются ошибки, самостоятельно выявленные налогоплательщиком до проверки налоговой инспекцией, если в результате внесены исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и произведены уплаты причитающихся сумм (п. 3 Письма ГНС РФ от 28 июня 1996 г. N ПВ-6-09/450 "О реализации отдельных положений Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", зарегистрированного в Минюсте РФ 16 июля 1996 г. за N 1124). Штрафные санкции, предусмотренные ст. 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в подобных случаях не применяются, пени за несвоевременную уплату не взыскиваются.

Поскольку вышеуказанное Письмо в установленном порядке зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и было опубликовано в средствах массовой информации, то оно имеет статус нормативного акта, обязательного для исполнения. Применение налоговым органом каких-то других писем и указаний ГНС, не прошедших регистрацию и не опубликованных в установленном порядке, не может служить основанием для разрешения споров (см. Письмо ГНС РФ от 18 декабря 1997 г. N 18-1-06/849 "О нормативных правовых актах").

Исходя из вышеизложенного, действия налоговой инспекции по начислению пени за несвоевременную уплату налога в данном случае неправомерны.

Споры с налоговыми органами в случаях самостоятельного выявления налогоплательщиками допущенных ошибок неоднократно становились предметом судебного разбирательства. При рассмотрении аналогичных ситуаций Высшим Арбитражным Судом подтверждена неправомерность предъявления в данном случае к организации каких-либо финансовых санкций (см., например, п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства по НДС (приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 10 декабря 1996 г. N 9) и п. 13 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль (приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 ноября 1997 г. N 22).


С. Верещагин,

эксперт "БП"

(Выпуск АКДИ БП N 5, январь 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение