Вопрос: В чем выражаются особенности уплаты налога на добавленную стоимость, когда у учреждения есть льготы при аренде муниципального имущества? (Выпуск АКДИ БП N 5, январь 1998 г.)

Учреждения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, если они оказывают услуги в сфере образования, по обучению детей и подростков в кружках, секциях с использованием спортивных сооружений. Однако арендная плата по основным средствам, в том числе находящимся в муниципальной собственности, у таких учреждений от НДС не освобождена. Таким образом, складывается противоречие: учреждения освобождены от уплаты НДС, а перечисляемая ими арендная плата - нет. Значит, такие учреждения имеют невозвратные расходы. Аналогичным образом складывается ситуация с арендаторами - общественными организациями. В связи с этим возникают вопросы, должны ли уплачивать НДС с сумм арендной платы при аренде муниципального имущества:

- арендаторы - предприятия, организации и общественные организации, если услуги по сдаче в аренду муниципального имущества оказывает государство (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом);

- учреждения-арендаторы, находящиеся на бюджетном финансировании и имеющие льготы при перечислении в местный бюджет арендной платы за аренду муниципального имущества.


Законом РФ от б декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) не предусмотрено освобождение от уплаты этого налога услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 "д" ст. 5.

Поэтому услуга по сдаче в аренду комитетами по управлению имуществом объектов недвижимости и других основных фондов и соответственно сумма арендной платы, определяемая в договорах аренды с указанными комитетами, подлежит оплате арендатором с учетом налога на добавленную стоимость.

Однако при разработке порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость по облагаемой этим налогом арендной плате принята во внимание специфика уплаты данной арендной платы непосредственно в бюджет (то есть минуя соответствующие комитеты по имуществу). Суть ее отражена в инструктивном письме Госналогслужбы России и Минфина России от 8 декабря 1993 г. N ЮУ-4-15/194н, 143.

В этом письме предусмотрено следующее. Арендная плата за аренду государственного или муниципального имущества перечисляется арендатором, а не арендодателем, на раздел 12 "Прочие налоги, сборы и другие поступления" параграфа 51 "Доходы от сдачи в аренду государственного имущества" Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации. Поэтому он же (арендатор) должен также, осуществляя расчеты с бюджетом по арендной плате, перечислять в бюджет на соответствующий раздел и параграф сумму налога на добавленную стоимость (по ставке в размере 20 процентов), предусмотренную договорами аренды между арендодателем (комитетом) и арендатором. Этот порядок распространяется на юридических лиц, в том числе общественных организаций, бюджетных учреждений, учреждений, осуществляющих хозяйственную деятельность, не облагаемую НДС.

Налогооблагаемой базой для исчисления НДС является стоимость услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества без учета предоставленных льгот по уплате арендного платежа в местный бюджет.

Учитывая, что с 1 января 1997 года для всех плательщиков НДС введены счета-фактуры, арендатор, являясь плательщиком этого налога (только по такого рода арендным отношениям), составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы (на раздел 12 "Прочие налоги, сборы и другие поступления" параграфа 51 "Доходы от сдачи в аренду государственного имущества" Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации) и налога на добавленную стоимость (на раздел 21 "Налог на добавленную стоимость" этой же Классификации). В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле - налог на добавленную стоимость.

При этом указанный счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия (организации, учреждения) - арендатора и скрепляется печатью этой организации (предприятия).

Налоговую декларацию по НДС в приведенном выше случае должен представлять в налоговую инспекцию плательщик этого налога - арендатор, который перечисленную в бюджет сумму налога (при уплате в бюджет арендной платы) отразит по строкам 3 и 7, а отнесенную в установленном порядке сумму НДС на расчеты с бюджетом (на дебет счета 68 субсчета "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость") - по строке 1а.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по расчету (налоговой декларации), отражается по строке 6.1, а по строке 9 - сумма налога, подлежащая зачету (возмещению) в счет предстоящих платежей (в соответствии с п. 21 Инструкции Госналогслужбы России от 10 ноября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений).

Когда арендатор государственного или муниципального имущества осуществляет не облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность, сумма этого налога, уплаченная в бюджет при уплате арендного платежа, зачету (возмещению из бюджета) не подлежит, а относится на издержки производства и обращения при включении арендного платежа в себестоимость товаров (работ, услуг). Поэтому в представленной в налоговые органы декларации по налогу на добавленную стоимость в этом случае арендатор заполняет только строки 3 и 7.

Вместе с тем при отсутствии счета-фактуры у арендатора государственного имущества (осуществляющего облагаемую НДС деятельность) и в случае невыделения в первичных документах суммы НДС отдельной строкой (или перечисления этого налога не на 21-й раздел Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, при уплате в бюджет арендного платежа) зачет (возмещение из бюджета) налога, уплаченного арендатором в бюджет при уплате арендного платежа, (в том числе включенного в себестоимость продукции, работ, услуг) не производится.


И. Муравьева,

советник налоговой службы II ранга

(Выпуск АКДИ БП N 5, январь 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.