Вопрос: Головное предприятие, зарегистрированное в Москве, оплатило участие своего представительства в выставке. Представительство зарегистрировано в Санкт-Петербурге, не имеет самостоятельного баланса, но имеет текущий счет в банке. Выставка проводится в Санкт-Петербурге. Являются ли объектом обложения налогом на рекламу затраты на участие в выставке? Если да, то в бюджет какого города необходимо уплачивать налог? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

496. Головное предприятие, зарегистрированное в Москве, оплатило участие своего представительства в выставке. Представительство зарегистрировано в Санкт-Петербурге, не имеет самостоятельного баланса, но имеет текущий счет в банке. Выставка проводится в Санкт-Петербурге.

Являются ли объектом обложения налогом на рекламу затраты на участие в выставке? Если да, то в бюджет какого города необходимо уплачивать налог?


Налог на рекламу относится к местным налогам (подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Соответственно порядок исчисления и уплаты данного налога регламентируется нормативными актами местных либо региональных органов власти.

В соответствии с п. 4 Инструкции ГНИ по г. Москве от 21.12.92 N 1 "О порядке исчислении и уплаты налога на рекламу в г. Москве" объектом обложения данным налогом является общий объем произведенных предприятием рекламных расходов, учитываемых при формировании себестоимости продукции, работ, услуг. Аналогичная норма содержится в п. 2 Решения Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета Народных Депутатов от 21.05.92 N 149 "О налоге на рекламу".

Затраты предприятия, связанные с участием в выставке, относятся к расходам на рекламу (подп. "у" п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552). Следовательно они учитываются при расчете налога на рекламу по законодательству как Москвы, так и Санкт-Петербурга.

При ответе на последний вопрос необходимо учитывать следующее.

Плательщиками налога на рекламу на территории Санкт-Петербурга являются юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, работы, услуги в Санкт-Петербурге и зарегистрированные в качестве плательщиков налога на прибыль в налоговых органах города (пункты 1, 4 Решения малого совета N 149).

Таким образом, представительство московского предприятия, не являющееся юридическим лицом и плательщиком налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга, налог на рекламу в бюджет этого города уплачивать не должно.

Инструкцией ГНИ по г. Москве N 1 предусмотрено, что плательщиками налога на рекламу являются юридические лица при соблюдении следующих условий:

1) юридическое лицо должно быть расположено на территории Москвы. При этом местом нахождения предприятия-налогоплательщика считается место его государственной регистрации, осуществляемой в зависимости от юридического адреса предприятия и места расположения его исполнительного органа (п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей") (см. подробнее на эту тему ФПА "Предпринимательская практика: вопрос-ответ", 1997, N 5, консультация N 178).

2) реклама должна осуществлять от имени данного юридического лица. Применительно к рассматриваемой ситуации в этой связи необходимо иметь в виду следующее. Представительство является структурным подразделением юридического лица его создавшего (п. 1 ст. 55 ГК РФ). Поэтому участие представительства в выставке следует рассматривать как участие в ней самого юридического лица.

Кроме того, представительство юридического лица осуществляет лишь представление и защиту его интересов и не выполняет функций юридического лица, т.е. не осуществляет какой-либо производственной и иной коммерческой деятельности. Соответственно самостоятельный состав затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг у представительства не формируется. Произведенные юридическим лицом в такой ситуации расходы на рекламу являются непосредственно расходами самого юридического лица и соответственно подлежат включению в себестоимость производимой им продукции, работ, услуг.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод: в соответствии с налоговым законодательством г. Москвы Ваше предприятие в данном случае является плательщиком налога на рекламу и должно в установленные сроки перечислить соответствующие суммы налога в московский бюджет.


Е. Тимохина

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.