Вопрос: Облагается ли налогом на имущество стоимость железнодорожных и автомобильных путей сообщения, принадлежащих предприятию? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

499. Облагается ли налогом на имущество стоимость железнодорожных и автомобильных путей сообщения, принадлежащих предприятию?


Балансовая стоимость железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования в соответствии с п. "г" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" при исчислении налога на имущество не учитывается.

Пункт 1 постановления Правительства РФ от 24.12.91 N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относит внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью РФ и подразделяются на дороги общего пользования, относящиеся к федеральной собственности, и дороги субъектов РФ, относящиеся соответственно к собственности субъектов РФ. При этом автомобильные дороги, находящиеся в собственности юридических лиц, определяются как частные (п. 1 Постановления).

Из сказанного следует вывод, что рассматриваемая льгота по налогу на имущество применяется только в отношении автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, и не распространяется на частные автомобильные дороги (принадлежащие юридическим лицам на праве собственности).

Что касается железнодорожных путей сообщения, то необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит единого определения данного понятия. Между тем термин означает прежде всего пути сообщения, принадлежащие железной дороге.

В соответствии со ст. 2 и п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" железные дороги представляют собой унитарные государственные предприятия, имущество которых относится исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, льгота, предусмотренная п. "г" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" распространяется только на железнодорожные пути сообщения, которые являются государственной собственностью.

Что же касается отдельных железнодорожных линий, находящихся в собственности юридических лиц (пункты 5, 6 ст. 19 Закона РФ "О федеральном жележнодорожном транспорте"), то их стоимость не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении и уплате налога на имущество. Аналогичный подход в решении данного вопроса изложен в письме Минфина РФ от 17.02.97 N 04-05-06/6.

В заключение обращаем Ваше внимание, что в случае если предприятие в соответствии с заключенными с железными дорогами договорами использует железнодорожные пути, переданные ему во временное пользование или в аренду, их стоимость будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на имущество в соответствии с п. "г" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий".


Р. Алексахина

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.