560. Указом Президента РФ N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" установлены ограничения на количество акций акционерных обществ, приобретаемых коммерческим банком.
Носят ли данные ограничения рекомендательный характер?
Распространяются ли эти ограничения только на вложения в акции предприятий, имеющих государственную собственность?
Какая ответственность предусмотрена в случае нарушения банком данного ограничения?
В соответствии с п. 9.5 указа Президента РФ от 24.12.93 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции от 15.07.98) (далее Указ N 2284) до введения законодательством РФ норм, регулирующих деятельность инвестиционных банков, коммерческие банки не могут иметь в собственности более 10% акций какого-либо акционерного общества, а также не могут иметь в составе своих активов более 5% акций акционерных обществ.
До настоящего момента норм, регулирующих деятельность инвестиционных банков, так и не было принято. Положения п. 9.5 Указа N 2284 являются действующими и носят императивный (обязательный) характер.
В соответствии с п. 4 письма ВАС РФ от 28.07.95 N С1-7/ОП-434 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" нормы, содержащиеся в Государственной программе приватизации, не могут применяться к отношениям вне сферы приватизации. То есть Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ распространяется только на акционерные общества, созданные в процессе приватизации, и руководствоваться ею следует лишь до завершения процедуры приватизации акционерного общества.
Таким образом, по нашему мнению, положения п. 9.5 Указа N 2284, ограничивающие размер инвестиций коммерческих банков, действуют только в отношении акционерных обществ, находящихся в процессе приватизации.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 13.06.96) особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, действуют с момента принятия решения о приватизации и до наступления более ранней из следующих дат:
- момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций;
- окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
В соответствии с п. 10 указа Президента РФ от 18.08.96 N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации, следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности.
В случае нарушения коммерческим банком ограничений, установленных п. 9.5 Указа N 2284, к нему могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 75 Федерального закона от 02.12.96 N 394-1 (ред. 31.07.98) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вплоть до отзыва лицензии.
М.Масленников
Выпуск 20, октябрь 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".