Комментарий к Федеральным законам "О налоге с продаж" и "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Выпуск 20, октябрь 1998 г.)

Комментарий к Федеральным законам "О налоге с продаж" и "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"


Сегодня Россия находится в тяжелом экономическом и финансовом кризисе. Одна из главных причин этого - состояние федерального бюджета. Государство в данный момент не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам по выплате заработной платы, пенсий, прочим долгам и т.д. Обеспечение сбалансированного бюджета, когда расходы государства будут соответствовать его доходам - главная цель антикризисной программы, разрабатываемой Правительством РФ в настоящее время. Сбалансировать бюджет можно двумя способами: либо через повышение доходов, либо через сокращение расходов, что включало бы кроме всего прочего и сокращение заработной платы работникам бюджетных организаций, сокращение пенсий и другие непопулярные меры. Второй путь, если правительство пойдет только по нему, может привести к социальному взрыву. Поэтому правительство приняло решение не только сократить, насколько это возможно, расходы бюджета, но и повысить его доходы путем введения новых налоговых платежей и ужесточения мер по повышению собираемости налогов. Одним из самых существенных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением антикризисной программы стало введение в систему налогов РФ единого налога на вмененный доход и налога с продаж. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"(далее - Закон N 148-ФЗ), который определяет порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход.

В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральным законом определен перечень видов деятельности, доходы от которых будут облагаться единым налогом с вмененного дохода, но конкретные виды деятельности будут определяться законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Кроме того, этим органам предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Ставка единого налога установлена Законом N 148-ФЗ в размере 20% от вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов РФ не подлежит. Единый налог относится к числу региональных налогов, суммы платежей по которым зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также необходимо указать, что поступления от введения данного налога должны будут использоваться целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений (подп. "е" п. 1 cт. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее Закон об основах налоговой системы).

Налоговым кодексом РФ (часть первая), вступающим в силу с 1 января 1999 г., единый налог не предусмотрен. Однако в этой связи необходимо отметить, что ст.14 Налогового кодекса, устанавливающая перечень региональных налогов и сборов, вводится в действие cо дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ (ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Кроме того, ст. 2 Закона N 147-ФЗ установлено, что cт. 20 Закона об основах налоговой системы будет продолжать действовать и соответственно за плательщиками единого налога сохранится обязанность по его уплате. Следует отметить, что Закон N 148-ФЗ относится к числу нормативных актов, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Однако плательщиками единого налога будут не только индивидуальные предприниматели и малые предприятия, но и средние предприятия, так как не ограничена численность работающих в организациях, занимающихся оказанием бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг населению. Введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменяет существующие Федеральные законы от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Указанные законы применяются в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ. Уплата единого налога освободит соответствующие предприятия и организации, а также индивидуальных предпринимателей от обязанности вносить платежи в государственные внебюджетные фонды и уплачивать налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона об основах налоговой системы, за исключением налогов и сборов указанных в ст. 1 Закона N 148-ФЗ. Следует отметить, что у работодателей сохраняется обязанность вносить платежи во внебюджетные фонды за своих работников. Сумма уплаченного единого налога распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также предназначена для финансирования Пенсионного фонда РФ, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. В целом следует сказать, что плательщики единого налога будут использовать упрощенную систему налогообложения. Но здесь необходимо отметить один существенный момент. Если раньше, до принятия Закона N 148-ФЗ, предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели могли выбирать для себя более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающие большую эффективность - по обычной системе либо по патенту, то сейчас хозяйствующие субъекты, находящиеся в сфере действия Закон N 148-ФЗ, а будут обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Плательщиками единого налога с вмененного дохода согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей. Конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом на вмененный доход, как уже отмечалось выше, будут определяться субъектами РФ самостоятельно. При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Поскольку на уплату единого налога с вмененного дохода переводятся юридические лица, постольку филиалы юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога. Статьей 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории России, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства. В связи с этим организации будут обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению) (письмо Госналогслужбы РФ от 26.08.98 N КУ-6-02/553). Необходимо заметить, что, поскольку доходы от оказания транспортных услуг могут быть привлечены к налогообложению единым налогом только у малых предприятий, эти предприятия должны соответствовать критериям, определенным ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации". При определении численности организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной торговли и оказания транспортных услуг, должна учитываться численность филиалов и их обособленных подразделений, поэтому данные организации одновременно с расчетом суммы единого налога на вмененный доход должны представить в налоговый орган сведения о численности их работников. Объектом обложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход - это потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода. При расчете вмененного дохода учитываются такие составляющие, как базовая доходность (условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади, численность работающих и др.) и повышающие (понижающие) коэффициенты (определяются в зависимости от вида деятельности, места расположения и т.п.).

Для того чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 0,2 (ставка единого налога - 20%). В целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и ГКРП РФ с учетом предложений субъектов РФ разработаны рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих для применения органами законодательной власти субъектов РФ (письмо Правительства РФ от 07.09.98 N 4435-П5). Следует заметить, что, хотя Правительство РФ разработало и довело до сведения субъектов РФ формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы (порядок) носят рекомендательный характер, поэтому субъекты РФ при расчете могут их использовать, а могут вводить в эти формулы свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектов РФ. Принятый соответствующими органами законодательный акт должен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала). Организации и предприниматели, переводимые на уплату единого налога, в месячный срок со дня опубликования законодательного акта обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. В том случае, если у предпринимателя или организации несколько торговых точек или иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налога представляется по каждому такому месту. Примерная форма Расчета единого налога с вмененного дохода утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 12.08.98 N БФ-302/182. В течение месяца после получения расчета налоговый орган направляет плательщику Уведомление (на основании ст. 10 Закона N 148-ФЗ Приказом Госналогслужбы РФ от 09.09.98 N БФ-3-02/234 утверждена форма Уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода). После получения Уведомления налогоплательщик обязан уплатить суммы единого налога. Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, но в любом случае уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Тот факт, что уплата единого налога осуществляется путем внесения авансового платежа, поставит предпринимателей в такие условия, при которых они должны будут любым способом обеспечить достаточный уровень рентабельности, что, скорее всего, выразится в повышении цен на товары (работы, услуги), производимые ими. Налогоплательщик может воспользоваться правом, предоставленным ему Законом N 148-ФЗ, и произвести авансовые перечисления суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога уменьшится соответственно на 2, 5, 8 и 11%.

Авансовый характер платежей, а также льготы, предусмотренные за уплату налога за несколько месяцев вперед, свидетельствуют о заинтересованности государства в наибольшем размере поступлений от введения данного налога в самое ближайшее время. В деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, переводимых на уплату единого налога, может возникнуть определенная ситуация, при которой размер реального дохода окажется ниже вмененного дохода, с которого рассчитывалась сумма, подлежащая уплате в бюджет. К сожалению, Закон не предусматривает возможности возникновения подобной ситуации и поэтому у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с данной проблемой. На наш взгляд, указанная проблема должна найти отражение в нормативных актах субъектов РФ, которыми будет устанавливаться и вводиться в действие единый налог. После уплаты единого налога в течение 3 дней налогоплательщику выдается Свидетельство об уплате единого налога, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.09.98 N 1028.

Данное Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу, и является единственным документом, дающим право беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности. Если у налогоплательщика несколько мест осуществления деятельности (несколько магазинов, палаток, кафе и т.п.), то Свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности. При утрате Свидетельство возобновлению не подлежит, а взамен него налогоплательщику выдается новое Свидетельство с отметкой "Взамен ранее утерянного", за которое устанавливается плата в размере до 20% от стоимости Свидетельства на оставшееся время налогового периода. При повторной утрате Свидетельства оно возобновляется с уплатой 100% от стоимости Свидетельства на оставшееся время налогового периода. Особо следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что, если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми они уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности, то обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.

Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что на территории РФ вводится новый налоговый платеж - налог с продаж. В первую очередь необходимо отметить, что данный платеж является целевым налогом, так как суммы платежей по налогу с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Суммы платежей зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60%. Так же как и единый налог на вмененный доход, налог с продаж относится к числу региональных налогов. Данный налог предусмотрен и вступающим в действие с 1 января 1999 г.

Налоговым кодексом РФ (ст.14) налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ, устанавливая налог с продаж, самостоятельно определяют ставку налога (но не более 5%), порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу. Им также предоставлено право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.

Таким образом, плательщиками налога с продаж выступают все хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно реализуют товары. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Следует заметить, что при определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) должна включать НДС и акцизы для подакцизных товаров.

В целях вышеназванного Закона N 150-ФЗ к продаже за наличный расчет приравнена продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Законодатель определил перечень товаров, стоимость которых при реализации в розницу или оптом за наличный расчет подлежит обложению налогом с продаж, и перечень товаров, стоимость которых не является объектом налогообложения данным налогом.

Как отмечалось выше, эти два перечня не являются закрытыми и законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные перечни товаров, стоимость которых облагается и не облагается налогом с продаж. Следует заметить, что перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения, т.е. в данный перечень должны быть включены все товары (услуги) первой необходимости. В противном случае введение налога с продаж будет противоречить одной из основных целей введения указанного налога - поддержке малообеспеченного населения. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Таким образом, налогоплательщики не должны будут выделять в расчетных документах отдельно сумму налога, она будет включена в стоимость товара (работ, услуг), подлежащего оплате. С введением в действие законодательными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов не будет взиматься ряд налогов, предусмотренных Законом об основах налоговой системы.

Введение в действие налога с продаж значительно сократит число местных налогов, которые уплачивают в настоящее время отдельные категории налогоплательщиков, что в свою очередь упростит систему налогообложения.


В. Мешалкин

Выпуск 20, октябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.