Вопрос: Существует ли утвержденная ГНС РФ или другим органом методика (порядок) проведения проверки применения ККМ с учетом специфики отдельных предприятий? Например, если ККМ применяется на предприятии оптовой торговли для расчетов с покупателями - физическими лицами, но все деньги, полученные по расчетам и с гражданами (с применением ККМ), и с юридическими лицами (без применения ККМ), поступают в общую кассу и по всем суммам оформляются приходные кассовые ордера? (Выпуск АКДИ БП N 4, май 1997 г.)

Существует ли утвержденная ГНС РФ или другим органом методика (порядок) проведения проверки применения ККМ с учетом специфики отдельных предприятий? Например, если ККМ применяется на предприятии оптовой торговли для расчетов с покупателями - физическими лицами, но все деньги, полученные по расчетам и с гражданами (с применением ККМ), и с юридическими лицами (без применения ККМ), поступают в общую кассу и по всем суммам оформляются приходные кассовые ордера?


В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, определено, что чек является документом, подтверждающим прием наличных денег от физического лица. Следовательно, одновременно выбивать чек и выписывать приходный кассовый ордер неправомерно, так как в этом случае на одну и ту же сумму оформляется два документа, подтверждающих прием наличных денег.

В настоящее время действуют Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденные Госналогслужбой РФ N ВЗ-6-13/272 и ЦБ РФ N 51 от 18 августа 1993 г. (далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 6 и 7 этого документа предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием ККМ, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста. Если используется несколько ККМ, то на каждую из них заводится отдельная книга кассира-операциониста.

По окончании работы предприятия представитель администрации совместно с кассиром-операционистом снимает показания счетчиков контрольно-кассовой машины. (Порядок проведения этой операции описан в п. 11 Методических рекомендаций.) Кроме этого, кассир обязан составить кассовый отчет, оформить приходно-кассовый ордер и сдать наличные деньги, полученные через контрольно-кассовую машину, вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру в главную кассу. Затем в соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в РФ в кассовой книге предприятия делается запись о фактической сумме выручки в целом по предприятию.

Поскольку налоговые органы в соответствии с п. 14 Методических рекомендаций при проведении проверки используют книгу кассира-операциониста, использованные контрольные ленты за отчетный период, ежедневную кассовую книгу или сводный кассовый отчет, расчетные и платежные документы, они могут при сопоставлении полученных данных (а также используя другие первичные учетные документы, например накладные на прием и отпуск товаров, инвентаризационные ведомости и т. д.) определить, все ли денежные средства, поступающие от физических лиц, принимались вами с использованием ККМ.


А. Морозов,

эксперт АКДИ "ЭЖ"

(Выпуск АКДИ БП N 4, май 1997 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.