Вопрос: Если производство простаивает по внутрипроизводственным причинам, то в соответствии с абз. 4 п. 3 Положения N 552 потери от простоев включаются в фактическую себестоимость продукции. Можно ли отнести к внутрипроизводственным причинам остановку производства на недельный срок из-за отсутствия рынка сбыта продукции? Или возникшие потери следует отражать на счете "Прибыли и убытки" как затраты на производство, не давшие продукции? (Выпуск АКДИ БП N 3, май 1997 г.)

Если производство простаивает по внутрипроизводственным причинам, то в соответствии с абз. 4 п. 3 Положения N 552 потери от простоев включаются в фактическую себестоимость продукции. Можно ли отнести к внутрипроизводственным причинам остановку производства на недельный срок из-за отсутствия рынка сбыта продукции? Или возникшие потери следует отражать на счете "Прибыли и убытки" как затраты на производство, не давшие продукции?


По причинам возникновения различают внешние и внутренние простои.

Согласно п. 3 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)... утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 (далее - Положение), потери от простоев по внутрипроизводственным причинам включаются в фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам включаются в состав внереализационных расходов при формировании финансовых результатов (п. 15 Положения).

Расходы по простоям включают в себя материальные затраты, начисление заработной платы (которую в соответствии со ст. 91 КЗоТ предусмотрено производить в размерах, не ниже установленных законодательством), отчисления во внебюджетные фонды и др.

Простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела), к их числу относятся: простои в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и др.

Простои по внешним причинам зависят от внешних факторов, с которыми может быть связана остановка предприятия, таких, как неподача топлива, электроэнергии, воды и др.

Отсутствие рынка сбыта продукции само по себе не влечет необходимости остановки предприятия (цеха, отдела) на определенный период времени. Следовательно, это обстоятельство нельзя рассматривать как причину простоя предприятия.

Что касается второго вопроса, то п. 15 предусматривает отнесение в состав внереализационных расходов затрат по аннулированным производственным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции.

Под "затратами на производство, не давшее продукции" следует понимать расходы на производство продукции, выпуск которой не был завершен вследствие определенных технических или технологических причин. Отсутствие рынка сбыта к таким причинам отнесено быть не может.

Таким образом, затраты, связанные с остановкой производства в результате отсутствия рынка сбыта готовой продукции, не могут быть включены в себестоимость или списаны в качестве внереализационных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли.


М. Бойкова,

эксперт АКДИ "ЭЖ"

(Выпуск АКДИ БП N 3, май 1997 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение