Вопрос: Правомерно ли установление платы за рассмотрение и выдачу лицензии на право торговли пивом местными органами власти? (Выпуск 19, октябрь 1998 г.)

520. Местными органами власти принято решение об утверждении Положения о сборе за право торговли, лицензионном сборе за право торговли винно-водочными изделиями и ставок платы за лицензию на торговлю подакцизными товарами. Данным решением утверждена ставка платы за выдачу лицензии на торговлю пивом. Администрация предприятия не согласна с данным решением, так как п. 2 ст. 18 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что "органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Кто прав в данной ситуации - местные органы власти или администрация предприятия?


Согласно подпунктам "л", "м" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), к местным налогам относятся лицензионные сборы за право торговли винно-водочными изделиями и за право проведения местных аукционов и лотерей. Более никакие лицензионные сборы в соответствии с действующим законодательством не являются налоговыми платежами.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или имеющие намерения осуществлять торговлю пивом, должны получить соответствующую лицензию (указ Президента РФ от 29.10.92 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляций") и оплатить лицензионному органу расходы по рассмотрению заявления и лицензионный сбор.

Лицензионный сбор за право торговли пивом следует рассматривать не как налоговый платеж, а как фиксированный разовый платеж за обладание специальным правом. Размер платы за лицензию (лицензионный сбор) на торговлю товарами, облагаемыми акцизами, местным органам власти рекомендовано устанавливать в соответствии с объявленным доходом от их реализации (п. 2 вышеназванного Указа N 1311). При этом конкретный порядок и размер платы органами местного самоуправления устанавливаются самостоятельно.

Что касается платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, то здесь следует заметить, что взимание указанной платы не связано с получением дополнительных доходов бюджетом и поэтому данные расходы следует рассматривать не как налоговый платеж, а как оплату расходов органа лицензирования, связанных с лицензионной деятельностью. При этом размер платы за рассмотрение заявления определяется исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что установление платы за рассмотрение и выдачу лицензии на право торговли пивом местными органами власти правомерно и не противоречит п. 2 ст. 18 Закона N 2118-1, так как плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии не является налоговым платежом.


В. Мешалкин

Выпуск 19, октябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.