Вопрос: Каков порядок применения п. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"? (Выпуск 19, октябрь 1998 г.)

525. Каков порядок применения п. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"?


В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции от 17.12.85) (далее - Закон N 5238-1) органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем. По нашему мнению, в данной норме требуют дополнительного разъяснения следующие моменты: во-первых, что подразумевается в статье под проверками в полном объеме, во-вторых, какие данные являются основаниями для проверки налогоплательщиков, и в-третьих, как определяется их "достаточность".

Под проверкой налогоплательщика в полном объеме следует понимать полную проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследование с соблюдением установленных правил любых помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В своей деятельности наряду с Законом N 5238-1 органы налоговой полиции руководствуются Федеральным законом от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в редакции от 21.07.98) (далее - Закон N 144-ФЗ).

Исходя из этих двух основополагающих для органов налоговой полиции законодательных актов можно выделить те "данные", которые выступают в качестве оснований для проведения проверки:

1) возбуждение уголовного дела по определениям судов, постановлениям судей, письменным поручениям прокуроров, следователей;

2) ставшие известными органам налоговой полиции сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

3) материалы государственных органов (в том числе и Госналогслужбы РФ) о выявленных ими нарушениях налогового законодательства, переданные в органы налоговой полиции по подведомственности;

4) запросы государственных органов об оказании им содействия в предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

При этом реализовывать свое право на проведение проверок налогоплательщиков федеральные органы налоговой полиции должны исключительно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей (ст. 10 Закона N 5238-1) и только для реализации поставленных перед ними задач (ст. 2 Закона N 5238-1).

Что касается "достаточности" данных, то их степень оценивается самими органами налоговой полиции. При этом в целях сохранения служебной тайны (п. 8 ст. 10 Закона N 5238-1) информация об обстоятельствах, послуживших причиной проверки, налогоплательщику может не предоставляться.

Если же налогоплательщик считает, что у органов налоговой полиции не было оснований для проведения проверки, то он вправе, согласно части второй ст. 20 Закона N 5238-1 и части второй ст. 5 Закона N 144-ФЗ, обжаловать действия сотрудников в вышестоящий орган налоговой полиции, прокуратуру или суд. В этом случае оценивать степень "достаточности" данных будет уже орган, рассматривающий жалобу.


М. Масленников

Выпуск 19, октябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.