Каков порядок налогообложения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, геологоразведочных и других работ, осуществляемых на основе государственных контрактов и финансируемых за счет бюджетных средств?
1. Порядок отражения в бухгалтерском учете организаций и предприятий геологоразведки операций, связанных с проведением геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, соответствует требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету.
2. Налог на прибыль.
Если учреждения и организации, финансируемые полностью или частично из бюджета, занимаются помимо основной (бюджетной) деятельности предпринимательской деятельностью, то они должны вести раздельный учет затрат по видам деятельности, выделяя бюджетную деятельность среди прочих видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения (организации), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Налог на прибыль в этом случае уплачивается за счет прибыли (доходов), полученной в результате коммерческой деятельности.
Средства бюджетного финансирования, используемые строго по целевому назначению, не подлежат включению (не увеличивают) в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, так как бюджетные средства носят строго целевой характер и предназначены для конкретного использования, т.е. на осуществление мероприятий, носящих единовременный характер: погашение задолженности по заработной плате, покрытие убытков прошлого года, осуществление капитальных вложений и т.п.
При исчислении налога на прибыль организаций, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств можно также руководствоваться положениями Инструкции Госналоглужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
Что касается действующих льгот по налогу на прибыль, то указанным Законом всем организациям (включая и бюджетные) предоставлено право не более 10 процентов в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли направлять на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российской фонд фундаментальных исследований и Российской фонд технологического развития вне зависимости от источника финансирования таких расходов.
3. Налог на добавленную стоимость.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом на территории Российской Федерации облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования. В связи с этим работы, в том числе финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выполняемые организациями на основе договоров с министерствами, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Считаем необходимым отметить, что согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемые для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Что касается бюджетных средств, не включаемых в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, то согласно пункту 9 и подпункту "з" пункта 10 Инструкции Госналоглужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) к таким средствам относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. При этом приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит.
4. Налог на пользователей автодорог.
Поступившие в организацию средства полного или частичного (в качестве аванса) бюджетного финансирования заключенных договоров на выполнение работ по созданию и разработке научно-технической продукции учитываются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" с последующим списанием в кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" по окончании работ.
Одновременно еще раз обращаем внимание, что применительно к действующему Плану счетов бухгалтерского учета прямое списание средств целевого финансирования с дебета счета 96 "Целевые финансирования и поступления" предусмотрено только в случаях направления указанных средств на осуществление мероприятий целевого назначения, носящих единовременный характер, таких как, погашение задолженности по заработной плате, покрытие убытков отчетного года, осуществление капитальных вложений и т.п.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений) объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
При этом пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.
В бухгалтерском учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", проводится по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
В аналогичном порядке, по нашему мнению, следует исчислять налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
5. Плата за землю.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Таким образом, льгота предоставляется (независимо от источника финансирования научных организаций) при целевом использовании земельных участков.
6. Налог на имущество предприятий и сбор на нужды образовательных учреждений.
Пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" определено, что данным налогом не облагается имущество научных предприятий, учреждений и организаций, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов.
При этом данная норма Закона применяется научными организациями независимо от их формы собственности и источника финансирования.
Согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 20, пункт 1, подпункт "г") установлен сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемых c юридических лиц по ставке не превышающей одного процента от их годового фонда заработной платы.
Данный сбор относится к системе региональных налогов, вводится по решениям органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и взимается в порядке, определяемом данными органами. Поэтому по всем вопросам, связанным с региональными налогами, следует обращаться непосредственно в указанные органы.
Заместитель руководителя Департамента
налоговой политики | А.И.Косолапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.