Вопрос: С осени 1993 г. военнослужащий состоял в льготной очереди на получение жилья. В 1997 г. на личные сбережения он купил квартиру. В 1998 г. местная администрация уведомила военнослужащего, что в соответствии с подп. "а" п. 10 раздела II Правил учета военнослужащих ..., утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054, он утратил право на получение жилья. Правомерны ли действия местной администрации? (Выпуск 1, январь 1999 г.)

11. С осени 1993 г. военнослужащий состоял в льготной очереди на получение жилья. В 1997 г. на личные сбережения он купил квартиру. В 1998 г. местная администрация уведомила военнослужащего, что в соответствии с подп. "а" п. 10 раздела II Правил учета военнослужащих ..., утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054, он утратил право на получение жилья.

Правомерны ли действия местной администрации?


Пункт 7 раздела II Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.98 N 1054 (далее - Правила учета военнослужащих), определяет основания признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. При наличии данных оснований гражданин имеет право встать на очередь на получение жилого помещения либо улучшение жилищных условий на льготных условиях.

Одновременно с этим п. 10 данного раздела определяет условия, при которых лицо не признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, не может встать на учет в соответствии с Правилами учета военнослужащих. Одним из таких оснований является наличие в собственности военнослужащего квартиры.

Таким образом, если бы на момент представления документов для постановки на учет на получение жилья или улучшение жилищных условий в соответствии с Правилами учета военнослужащих военнослужащий уже имел в собственности квартиру, то в постановке на учет ему было бы отказано.

Однако, так как военнослужащий в момент представления документов не имел жилья, то ссылка местной администрации при снятии с учета на положения п. 10 Правил учета военнослужащих в данной ситуации является некорректной.

Вместе с тем несмотря на это в целом действия местной администрации следует признать правомерными.

Снятие военнослужащих с учета осуществляется в соответствии с п. 26 Правил учета военнослужащих. Применительно к рассматриваемой ситуации одним из оснований снятия с учета является решение жилищной проблемы (подп. "г" п. 26). Таким образом, если военнослужащий был признан нуждающимся в получении жилого помещения в связи с отсутствием жилой площади, то данное основание признания его нуждающимся в получении жилья в связи с приобретением квартиры в собственность отпало.

Встать на учет в льготной очереди на улучшение жилищных условий, исходя из содержания подп. "г" п. 10 Правил учета военнослужащих, военнослужащий не сможет, даже если размер купленной квартиры не отвечает социальной норме жилья на каждого члена семьи, но за ним сохраняется право на постановку на учет в общую очередь в соответствии со ст. 29 ЖК РФ.


Е. Тимохина

Выпуск 1, январь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.