Вопрос: Гражданин заплатил телефонной станции за установку в его квартире телефона. Затем юристы разъяснили гражданину, что так как он пользуется льготами как репрессированный и реабилитированный, то установка телефона ему должна быть произведена бесплатно. Однако телефонная станция отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что гражданин добровольно их уплатил и ему установили телефон без очереди. Законны ли действия телефонной станции? (Выпуск 1, январь 1999 г.)

12. Гражданин заплатил телефонной станции за установку в его квартире телефона. Затем юристы разъяснили гражданину, что так как он пользуется льготами как репрессированный и реабилитированный, то установка телефона ему должна быть произведена бесплатно. Однако телефонная станция отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что гражданин добровольно их уплатил и ему установили телефон без очереди.

Законны ли действия телефонной станции?


Действительно, в соответствии со ст. 16 Закона РСФСР от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеют право на бесплатную и на первоочередную установку телефона. Закрепление в Законе льготного режима предоставления услуг телефонной связи данным категориям граждан предполагает наличие у указанных лиц права на использование данной льготы, а у хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги телефонной связи, - обязанности эти льготы предоставлять. Данный вывод подтверждается также содержанием отдельных положений Правил предоставления услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1235 (далее - Правила).

В соответствии с п. 5 Правил услуги телефонной связи оказываются с обеспечением для всех пользователей одинаковых условий обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством РФ. При этом одной из обязанностей оператора телефонной связи является предоставление пользователям подробной информации об условиях предоставления услуг, в том числе и о льготах при оказании и оплате услуг связи (пункты 68, 69).

Таким образом, поскольку гражданину скорее всего не была предоставлена надлежащая информация об имеющихся льготах и соответственно телефонной станцией взималась плата за подключение телефона, данные действия оператора связи явились нарушением не только положений Закона о реабилитации, но и приведенных норм Правил.

В связи с этим требование гражданина о возврате уплаченных телефонной станции денежных средств является обоснованным.

За защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями администрации телефонной станции, гражданин может обратиться в суд общей юрисдикции. При предъявлении в суде требований о возврате денежных средств гражданин вправе также требовать уплаты на сумму незаконно удерживаемых телефонной станцией средств начисления процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

При обращении в суд гражданин будет освобожден от уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов (ст. 16 Закона о реабилитации).


Е. Тимохина

Выпуск 1, январь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.