Вопрос: Каковы критерии отнесения услуги к импортируемой и какие документы могут доказать представителям органов валютного контроля, что в данном случае действительно имеет место импорт услуг (работ)? (Выпуск 22, ноябрь 1998 г.)

630. Каковы критерии отнесения услуги к импортируемой и какие документы могут доказать представителям органов валютного контроля, что в данном случае действительно имеет место импорт услуг (работ)?


Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в редакции от 08.07.97), под импортом услуг понимается их ввоз на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент получения услуг.

Данное определение не дает ясного ответа на вопрос, по каким признакам можно все-таки отнести ту или иную услугу к импортируемой. Такое понятие, как ввоз на таможенную территорию РФ, можно применить только к товарам. К работам же и услугам подобный признак не подходит, поскольку момент пересечения границы для них определить не представляется возможным. Другими словами, наличие или отсутствие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием импорта услуги.

Единственным документом, в котором содержится четкое определение понятия "импорт услуг", является утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.96 N 2 Инструкция по заполнению форм Федерального государственного статистического наблюдения за внешнеэкономической деятельностью (в редакции от 30.12.97) (не зарегистрирована в Минюсте РФ) (далее - Постановление N 2).

В соответствии с данной Инструкцией под импортом услуг понимаются: операции, осуществляемые между резидентами данной экономики и резидентами других экономик, являющихся для данной экономики нерезидентами (понятия "резидент" и "нерезидент" раскрыты в ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле").

По данному вопросу было высказано мнение МВЭС РФ в письме от 05.01.95 N 10-112/35 (не зарегистрировано в Минюсте РФ). Несмотря на то что речь в данном документе идет об экспорте услуг, аргументы, приведенные в нем, вполне можно применить и к рассматриваемой ситуации. В данном документе подчеркивается, что поскольку в российском законодательстве существует пробел в определении внешнеторговой услуги, то целесообразно при решении данного вопроса обращаться к международной практике, а именно к положениям, предусмотренным Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС), заключенных в рамках Всемирной торговой организации, где Россия участвует как наблюдатель с намерением присоединиться в будущем.

В ГАТС дается определение внешнеторговой услуги, которое, несмотря на несколько иную формулировку, по сути сходно с приведенным в Постановлении N 2.

Таким образом, исходя из данного выше определения, нетрудно определить, что для подтверждения факта импорта услуг необходимо представить документы, подтверждающие:

а) что исполнитель является нерезидентом;

б) что заказчик (потребитель услуги) является резидентом;

в) факт оказания услуги.

Данный вывод подтверждается Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 24.04.96 N 02-94 (в редакции от 24.10.97). Из пунктов 3 и 8 данного Положения следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица - резиденты РФ могут осуществлять по заключенным договорам об импорте услуг переводы иностранной валюты из РФ, а также иностранной валюты на валютные счета, открытые на имя нерезидента в уполномоченном банке в счет оказанных импортируемых услуг, без разрешения Банка России. При осуществлении указанных расчетов лица представляют в уполномоченный банк заверенные в установленном порядке копии контрактов, кредитных соглашений; документы, подтверждающие факт приема-сдачи оказанных услуг.


М. Масленников


Выпуск 22, ноябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение