Вопрос: При осуществлении экспортных операций, связанных с перемещением товаров через территорию РФ за пределы стран - участников СНГ, российские организации часто заключают договоры комиссии или поручения. Расчеты за товары также осуществляются с использованием услуг посредника. В связи с нестабильным проведением банковских платежей организации сталкиваются с проблемой применения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Как правильно в подобной ситуации применить льготу по НДС? (Выпуск 22, ноябрь 1998 г.)

638. При осуществлении экспортных операций, связанных с перемещением товаров через территорию РФ за пределы стран - участников СНГ, российские организации часто заключают договоры комиссии или поручения. Расчеты за товары также осуществляются с использованием услуг посредника. Данная схема устойчиво работала в условиях финансовой стабильности. Сейчас нередки случаи, когда посредник не может надлежащим образом исполнить свои обязательства по договору. В связи с нестабильным проведением банковских платежей организации сталкиваются с проблемой применения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Это выражается прежде всего в том, что денежные средства на счет российской организации от посредника за товар, реализованный по договору, не поступают по истечении установленных законодательством 180 дней, в течение которых необходимо подтвердить реальный экспорт товаров.

Как правильно в подобной ситуации применить льготу по НДС?


Согласно подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции от 31.07.98) (далее - Закон N 1992-1), от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.

Из указанной нормы следует, что при поставке российскими организациями товаров на экспорт через посредника по договору комиссии льгота по налогу на добавленную стоимость предоставляется организации - собственнику товара. Таким образом, поскольку посредник (комиссионер) не приобретает права собственности на экспортируемый товар, то на льготу по налогу он не может претендовать.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции от 07.08.98) (далее - Инструкция N 39) разъясняет положения Закона N 1992-1 и определяет порядок подтверждения реального экспорта товаров.

В соответствии с п. 22 Инструкции N 39 для обоснования льгот (и документального подтверждения) по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии, в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы:

- контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством:

- грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

Так как согласно гражданскому законодательству комиссионер заключает сделку с третьим лицом от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ), то следует, что все денежные средства, полученные комиссионером от сделки с третьим лицом, являются собственностью комитента (за исключением оговоренного в договоре вознаграждения) (ст. 996 ГК РФ). В данном аспекте целесообразно рассмотреть применение льготы по налогу на добавленную стоимость комитентом при условии, что денежные средства за реализованный экспортируемый товар поступили только на счет комиссионера, а последний не перечислил соответствующую сумму комитенту.

Для обоснования льготы по экспортируемым товарам имеется контракт на поставку товара на экспорт, подписанный от имени комиссионера, и выписка из банка комиссионера, подтверждающая перечисление денежных средств покупателем (иностранной организацией) по договору на счет комиссионера.

В данном случае следует учитывать следующее:

- во-первых, вышеприведенные нормы Инструкции N 39 не конкретизируют, на чей счет должна поступить выручка от реализации экспортируемых товаров - комитента или комиссионера;

- во-вторых, между кем должен быть заключен контракт на поставку экспортируемого товара, поскольку и комитент и комиссионер являются российским юридическими лицами;

- в-третьих, ни Закон N 1992-1, ни Инструкция N 39 не связывают получение льготы с получением денежных средств непосредственно на счет организации-экспортера (в данном случае - комитента). Достаточным в данном случае является факт оплаты иностранной организацией экспортируемых товаров.

Таким образом, имея на руках контракт с иностранной организацией и выписку из банка и иные документы, собственник экспортируемого товара (комитент) имеет право на получение льготы по налогу на добавленную стоимость, поскольку указанными документами подтверждается реальный экспорт товара. А факт поступления денежных средств на счет комитента от комиссионера - это отношения, носящие гражданско-правовой характер, не связанные с предоставлением экспортной льготы и регулируемые договором комиссии.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 35 Инструкции N 39 по истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждении реального экспорта этих товаров указанные поставки товаров не рассматриваются в режиме льготирования и, следовательно, подлежат налогообложению в установленном порядке с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациям. В таком случае суммы налога на добавленную стоимость должны быть отражены в налогооблагаемом обороте на 181-й день и включены в налоговый расчет текущего налогового периода независимо от принятой на предприятии учетной политики.

Если же реальный экспорт товара будет подтвержден по истечении 180 дней и после уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет, т.е. в случае представления налогоплательщиком документов, обосновывающих право на получение экспортной льготы, то ранее уплаченные суммы налога на добавленную стоимость возвращаются организации-экспортеру (п. 35 Инструкции N 39).

А. Родригес, О. Игнатова


Выпуск 22, ноябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.