Вопрос: Государственное унитарное предприятие военной торговли в процессе ликвидации старых основных средств в ходе реорганизации подразделений Министерства обороны РФ осуществляет продажу автомобилей. Положением о налоге на перепродажу, утвержденным местными органами власти, установлен налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Является ли вышеназванное предприятие плательщиком налога на перепродажу? (Выпуск 22, ноябрь 1998 г.)

648. Государственное унитарное предприятие военной торговли в процессе ликвидации старых основных средств в ходе реорганизации подразделений Министерства обороны РФ осуществляет продажу автомобилей.

Положением о налоге на перепродажу, утвержденным местными органами власти, установлен налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Отдельные нормы этого положения не соответствуют рекомендательному Положению о налоге на перепродажу, например, в части определения плательщиков налога.

Правомерно ли поступили местные органы власти, издав положение о налоге, не соответствующее нормам рекомендательного Положения?

Является ли вышеназванное предприятие плательщиком налога на перепродажу?


В соответствии с подп. "и" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров относится к местным налогам. В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона об основах налоговой системы данный налог устанавливается решением местного органа власти, который определяет конкретную ставку налога, налоговые льготы, плательщиков. В соответствии с Законом об основах налоговой системы плательщиками налога на перепродажу являются юридические и физические лица, перепродающие указанные товары. Ставка налога не должна превышать 10% суммы сделки. Это императивные нормы закона, соблюдение которых общеобязательно при введении на определенной территории налога на перепродажу.

При упоминании рекомендательного Положения о налоге на перепродажу, вероятно, имеется в виду письмо ВС РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов". Именно к данному письму прилагаются примерные положения по различным налогам и сборам, в том числе и по налогу на перепродажу. Однако необходимо отметить, что данный документ носит лишь рекомендательный характер и не обязателен к применению местными органами власти при установлении местных налогов и сборов.

Таким образом, при введении на соответствующей территории налога на перепродажу в соответствующих нормативных актах местные органы власти вправе устанавливать иные правила исчисления этого налога, нежели определенные Примерным положением. Единственным ограничением являются общеобязательные нормы Закона об основах налоговой системы, определяющие круг плательщиков налога и предельные размеры ставки налога.

В соответствии с местным положением о налоге на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров плательщиками налога являются юридические и физические лица, занимающиеся перепродажей автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Каких-либо исключений применительно к определенным категориям плательщиков, а также к условиям реализации данного имущества положение не делает.

Таким образом, при формальном прочтении приведенных норм положения о налоге на перепродажу юридические лица, продающие ранее приобретенные автомобили, вне зависимости от цели их первоначального приобретения, являются плательщиками налога на перепродажу.

В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона об основах налоговой системы расходы предприятия по уплате налога на перепродажу относятся за счет нераспределенной прибыли.


Е. Тимохина

Выпуск 22, ноябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение