"Как сформировать корпус мировых судей?" (Чепурнова Н., "Российская юстиция" N 4, апрель 1999 г.)

Как сформировать корпус мировых судей?


В связи с подготовкой региональных законодательных актов о мировых судьях есть необходимость определить ряд положений, которые требуют своего правового закрепления и обоснования на региональном уровне.

Видимо, при подготовке актов субъектов Российской Федерации следует учесть нормы не только Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации", но и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а также Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации". При установлении материально-технического обеспечения должны быть также учтены и конституционные нормы о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации и их законодательство о государственной службе. Статус мировых судей должен быть определен исходя из единства правового статуса всех судей и единства судебной системы России, закрепленных в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" закрепляет, что региональным законодательством устанавливаются порядок наделения полномочиями мировых судей, определяются требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, параметры установления численности судебных участков, а также материальные и социальные гарантии деятельности судей, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения. Принимая во внимание, что мировые судьи, имея единый статус с федеральными судьями, в то же время являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации, представляется необходимым на региональном уровне закрепить их категорию как государственных служащих субъектов Федерации. При этом с учетом положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" мировых судей необходимо отнести к государственным служащим категории "А" субъектов Российской Федерации и распространить на них дополнительные социальные гарантии и материальное обеспечение, предусмотренные региональным законодательством о государственной службе.

При установлении численности и границ судебных участков представляется необходимым учитывать характеристику преступности и гражданской конфликтности (наряду с численностью населения), а также территориальную расположенность населенных пунктов, что дополнит установленный законом критерий - численность населения участка от 15 до 30 тыс. человек. Одного критерия численности населения, думается, недостаточно для регулирования нагрузки на мировых судей и обеспечения доступности правосудия для граждан. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности - территориальная удаленность населенных пунктов. С учетом этого в городе участки могут, на мой взгляд, формироваться из расчета 30 тыс. населения, а в сельской местности - из 15 тыс.

Бесспорно, эффективность функционирования судебных органов и доверие к судебной власти, ее авторитет во многом определяются кадрами судебных работников, их профессиональной подготовкой и морально-психологическими качествами, готовностью осуществлять правосудие. Для формирования высокопрофессионального, авторитетного, пользующегося доверием населения кадрового состава судей необходимо наряду с установленными федеральным законом требованиями к кандидатам в мировые судьи предусмотреть на региональном уровне и дополнительные. В правовых актах субъектов Федерации следовало бы указать, что мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и обладающий моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии. Целесообразно также предусмотреть возможность возложения на кандидата обязанности подать заявление о согласии на проверку сведений, изложенных им в представленных документах. Такое положение уже законодательно установлено применительно к государственным служащим, а в отношении кандидатов на судейскую должность на федеральном уровне оно не закреплено. Проверка данных о личности кандидата, его предыдущей трудовой деятельности и моральных качеств органами внутренних дел, службой безопасности, налоговыми органами позволит свести к минимуму возможность попадания на судейскую должность случайных лиц. Представляется также необходимым установить контроль со стороны органов судейского сообщества и для кандидатов в мировые судьи, имеющих пятилетний стаж работы в федеральных судах, которые федеральным законом о мировых судьях освобождены от сдачи квалификационного экзамена и получения рекомендации квалификационной коллегии. Для них целесообразно получить заключение квалификационной коллегии о возможности исполнять обязанности судьи. Основанием к этому является то, что, как свидетельствует практика, далеко не все лица, ранее работавшие в должности федерального судьи, имеют необходимый уровень профессиональных знаний и моральных качеств. Уходя в отставку, судья мог быть не рекомендован к назначению на очередной срок в силу его недостаточной квалификации или же из-за того, что наблюдалось низкое качество принимаемых им судебных решений.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловлены порядком наделения и сроком их полномочий.

Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием, как правило, на альтернативной основе, который должен быть установлен отдельным законом субъекта Федерации (как это было предусмотрено Концепцией судебной реформы). В данном случае мировые судьи приобретают власть вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка. Обеспечение самостоятельности и независимости мировому судье необходимо в связи с тем, что предоставленное ему право единолично рассматривать уголовные, гражданские и административные дела и осуществлять другие подобные полномочия делает его одним из основных звеньев судебной системы, наиболее приближенным к населению, призванным охранять его права и законные интересы. Избрание мирового судьи непосредственно населением обеспечит его авторитет и независимость от местных органов государственной власти и управления, а также участие и контроль населения в формировании судебных кадров.

Однако недостатком такого порядка выборов мировых судей являются сложность процедуры их проведения и немалые материальные расходы. Второй вариант - это назначение мировых судей законодательными органами субъектов Федерации. Подобный порядок наделения судей полномочиями существовал до 1994 года. Он имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует материальных затрат и позволяет в непродолжительные сроки сформировать корпус мировых судей. Но здесь недостатком является меньшая демократичность. Возможна тут и зависимость назначения судьи не только от его квалификации, но и от того, как судья разрешал ранее конкретные дела, участниками которых были депутаты или их избиратели, имеет место и более бюрократичный характер подбора и рекомендации кандидатов в мировые судьи. Следствием этого может быть зависимость мировых судей от депутатов и должностных лиц, тем более при непродолжительном сроке их назначения. И все же с учетом реальной обстановки в государстве и его регионах, характеризующейся дефицитом бюджетных средств, политической пассивностью граждан, придется, видимо, пойти по пути назначения мировых судей законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации.

Каков может быть круг лиц, которым дается право представлять кандидатов для назначения мировых судей? Думается, в их число следует включить глав администраций или президентов субъектов Российской Федерации, председателей республиканских, краевых, областных судов, руководителей Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах. Это позволит обеспечить участие в наделении полномочиями мировых судей всех ветвей государственной власти региона и преемственность судейского корпуса. Однако органам Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах и председателям республиканских, краевых, областных судов такое право может быть дано лишь при условии делегирования им подобных полномочий субъектом Федерации. Они являются руководителями органов судебной власти федерального уровня и право формировать кадровый состав региональных судей им может быть предоставлено только законом региона. Возможна также совместная рекомендация главой администрации, президентом субъекта Федерации и органом судейского сообщества.

Что касается сроков полномочий мировых судей, то целесообразно установить сначала трехлетний срок (по аналогии с районными федеральными судьями), что позволит выявить наличие необходимых знаний и навыков у лица, назначенного (избранного) мировым судьей, и в случае его профессиональной непригодности через непродолжительный период прекратить его полномочия. При повторном назначении (избрании) срок полномочий можно продлить до пяти лет.

Материально-техническое обеспечение мировых судей целесообразно передать в ведение управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах (хотя в федеральном законе этот вопрос отнесен к ведению органов юстиции или органов исполнительной власти субъекта Федерации). Желательность финансирования и обеспечения мировых судей через управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах обусловлена тем обстоятельством, что, входя в единую систему судебных органов и являясь носителями судебной власти, мировые судьи должны обладать независимостью и самостоятельностью. Практика судоустройства в Российской Федерации свидетельствует, что отнесение материально-технического обеспечения к ведению органов юстиции ставит судей в зависимое положение от органов исполнительной власти. Многообразие функций, переданных в настоящее время органам юстиции, отодвигает обеспечение судей на второй план, влечет использование финансовых средств на иные, не связанные с правосудием цели, ставит судей в положение "пасынков". Поэтому вряд ли нужно передавать функции материально-технического обеспечения мировых судей органам юстиции, тем более при финансировании оплаты их труда через органы Судебного департамента, как это предусмотрено ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях". На федеральном уровне материально-техническое обеспечение мировых судей через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Федерации не нашло своего закрепления по тем основаниям, что здесь имеет место разный уровень органов власти и правового регулирования их деятельности. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы являются федеральными органами власти, а мировые судьи - органы судебной власти субъекта Федерации. В связи с этим закрепление функции материально-технического обеспечения мировых судей за органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ на федеральном уровне ущемляло бы право субъектов Российской Федерации иметь собственные, самостоятельные органы судебной власти. Однако в соответствии с ч.3 ст.11 Конституции Российской Федерации данный вопрос может быть решен законодательством субъекта путем передачи им части своих полномочий федеральному органу государственной власти. Регионам целесообразно делегировать полномочия исполнительного органа власти субъекта Федерации территориальному федеральному органу власти и оформить договором взаимоотношения между высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации и территориальным органом Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Договором может быть определен круг полномочий, передаваемых территориальному органу Судебного департамента при Верховном Суде РФ, порядок подготовки бюджета и финансирования материально-технического обеспечения мировых судей, согласования штатной численности и т.д. Для принятия закона в данной редакции необходимо получить и согласие Судебного департамента при Верховном Суде РФ на передачу его территориальному органу таких полномочий. Такой порядок обеспечения деятельности мировых судей представляется основанным на положениях Конституции РФ и более предпочтительным, так как иной порядок может поставить под сомнение саму возможность в ближайшее время реализовать положения закона о введении в регионах института мировых судей, учитывая, например, длительность и явную затяжку в организации органами юстиции службы судебных приставов и значительное увеличение объема работы этого ведомства в связи с передачей ему исправительно-трудовых учреждений.

На уровне регионального законодательства следует предусмотреть возможность участия органов судейского сообщества субъектов Федерации при определении порядка и размеров финансирования мировых судей, что будет дополнительной гарантией для реализации их правового статуса. Необходимо установить, что мировые судьи признаются членами судейского сообщества региона и органы судейского сообщества будут представлять их интересы. Данное обстоятельство послужит дополнительной гарантией их независимости и единства правового статуса с федеральными судьями, единства судебной системы Российской Федерации.


Председатель Совета судей Ростовской области,

кандидат юридических наук

Н.Чепурнова



Как сформировать корпус мировых судей?



Автор


Чепурнова Н. - председатель Совета судей Ростовской области, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 1999, N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.