"Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе" (Хаметов Р., "Российская юстиция" N 4, апрель 1999 г.)

Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе


Современное российское авторское право охраняет интересы не только авторов, но и обладателей смежных прав, к числу которых относятся исполнители. Представления, концертные туры, зрелища, яркие выступления являются внешними проявлениями шоу-бизнеса. Однако мало кто интересуется правовой стороной организации подобных мероприятий и, в частности, вопросами реализации авторских и смежных прав.

По действующему закону исполнителем считается актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Одной из проблем, которые могут возникать на практике, является вопрос о соотношении исполнительских прав режиссера-постановщика спектакля, дирижера, руководителя коллектива исполнителей и непосредственных исполнителей. Речь идет о следующих группах правоотношений, имеющих своим объектом смежные права исполнителей: режиссер-постановщик спектакля - непосредственные исполнители; исполнитель - коллектив исполнителей; руководитель коллектива исполнителей - непосредственные исполнители; импресарио - исполнитель.

Определившись с соотношением правомочий указанных лиц, можно будет ответить на очень важные вопросы: кому в отношении исполнения или постановки принадлежит исключительное право на использование исполнения или постановки и, соответственно, кто вправе в конкретной ситуации разрешать использование исполнения (постановки)?

Режиссер-постановщик спектакля - непосредственные исполнители. В ч.2 п.2 ст.36 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. (в редакции от 19 июля 1995 г.) "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) речь идет о наличии исполнительских прав у режиссера-постановщика спектакля. Исходя из этого можно сделать вывод о существовании двух видов исполнительских прав на постановки. Во-первых, исполнительские права на постановку в целом, которые принадлежат режиссеру-постановщику, и, во-вторых, права непосредственных исполнителей на их исполнения.

Исполнительские права могут принадлежать лишь режиссерам-постановщикам спектаклей. К ним Закон относит лиц, осуществивших постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления).

Одним из необходимых признаков спектакля (представления), позволяющих сделать вывод о возникновении исполнительских прав у режиссера-постановщика, должно признаваться наличие единой сюжетной линии, канвы у всего представления. Соответственно не должен признаваться спектаклем (постановкой) обычный концерт (представление), состоящий из выступлений нескольких исполнителей, не имеющих творческой связи. В последнее время стали появляться так называемые спектакли одного актера. Соответственно возникают ситуации, когда исполнительские права на постановку принадлежат двух лицам - режиссеру-постановщику спектакля и непосредственному исполнителю постановки.

Что касается соотношения исполнительских прав режиссера-постановщика спектакля и исполнителей, то в Законе закреплена обязанность получать разрешение на использование исполнения одновременно у режиссера-постановщика спектакля и у всех исполнителей, участвующих в постановке. Следовательно, исполнительские права на постановку являются комбинированными и состоят они из права на всю постановку в целом режиссера-постановщика спектакля и прав исполнителей на исполнения, включенные в постановку. Режиссер-постановщик спектакля фактически не может распорядиться своими правами без согласия исполнителей, равно как и исполнители-участники постановки фактически не могут распорядиться своими правами без согласия режиссера-постановщика. Подобный вывод обусловлен тем, что, получив разрешение на использование постановки только у режиссера-постановщика спектакля либо у исполнителей, имеющий такое разрешение не сможет использовать постановку. В противном случае будет нарушена норма, закрепленная в ч.2 п.2 ст. 36 Закона об авторском праве, которая указывает: "Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке".

Исполнитель - коллектив исполнителей. Другой группой правоотношений является соотношение исполнительских прав членов творческих коллективов. Например, музыкантов рок-группы или джаз-бэнда. Проблема заключается в том, что Закон практически не регламентирует вопросов соисполнительства.

По аналогии с соавторством соисполнительство может быть подразделено на делимое и неделимое, а также на однородное и неоднородное. Делимое соисполнительство состоит из относительно независимых исполнений (например, цирковой номер под аккомпанемент музыкального произведения) либо относится к случаям, когда одно из исполнений может использоваться самостоятельно (например, исполнение песни в сопровождении балетной группы).

Неделимое соисполнительство характеризуется неразрывностью коллективного исполнения. К нему можно отнести, в частности, хоровое исполнение музыкальных произведений.

Соисполнительство является однородным в случаях, когда несколько исполнителей выступают в одном амплуа. Например, совместное исполнение музыкального произведения группой музыкантов. Соответственно разнородным следует признавать исполнение танца под музыку, поскольку непосредственное исполнение танца и музыкального аккомпанемента относятся к разным видам искусства.

Отсутствие специальных норм, регулирующих вопросы соисполнительства, негативно влияет на правоприменительную практику, поскольку возможны различные варианты разрешения вопросов, связанных с правами соисполнителей. На мой взгляд, было бы целесообразно ввести норму, аналогичную ст.10 Закона об авторском праве, посвященной правовому регулированию вопросов соавторства. При отсутствии специальных норм, регулирующих правоотношения соисполнителей, по аналогии возможно применять нормы ст.10 Закона.

Отталкиваясь от этого, можно сделать следующие выводы:

смежные права на исполнение (постановку), осуществленное совместным творческим трудом двух и более лиц (соисполнительство), принадлежат соисполнителям совместно независимо от того, образует ли такое исполнение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение;

часть исполнения (постановки) может быть признана имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого исполнения;

соисполнитель вправе использовать созданную им часть исполнения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено в договоре между соисполнителями;

имущественные права на использование исполнения (постановки) в целом принадлежат соисполнителям, режиссеру-постановщику спектакля, дирижеру совместно, если иное не установлено договором между ними.

Руководитель коллектива исполнителей - непосредственные исполнители. Интерес, проявляемый к указанным правоотношениям, обусловлен положениями, закрепленными в п.4 ст.37 Закона об авторском праве. Речь идет о предоставлении разрешений на использование исполнения (постановки) в случаях коллективного исполнения произведений (соисполнительства). Согласно Закону разрешения на использование коллективных исполнений выдаются руководителем коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем.

На первый взгляд, все нормально. Однако при детальном анализе данной нормы возникает ряд принципиальных вопросов: кого считать руководителем коллектива; от чьего имени руководитель коллектива должен подписывать договор с пользователем; как могут быть оформлены взаимоотношения исполнителей и руководителя; в каких случаях руководитель коллектива исполнителей не вправе выдавать разрешения на использование исполнения; как должны быть оформлены полномочия руководителя коллектива.

Итак, кого считать руководителем коллектива исполнителей? Самый простой случай - ситуация, когда коллектив исполнителей является структурным подразделением юридического лица, все члены коллектива являются работниками указанного юридического лица и руководитель исполнительского коллектива является одновременно и руководителем юридического лица. Он и получает права на заключение договоров об использовании коллективных исполнений.

Гораздо сложнее ситуация, когда руководитель коллектива исполнителей, являющегося структурным подразделением юридического лица, не является директором (руководителем) юридического лица. Так бывает в учреждениях культуры и театрах, где одновременно есть директор и художественный руководитель. Для выяснения компетенции каждого из указанных лиц необходимо анализировать положения устава юридического лица.

Непростая ситуация возникает и в случаях, когда коллектив исполнителей не является подразделением юридического лица и члены исполнительского коллектива не связаны трудовыми отношениями. Тогда можно говорить о договоре простого товарищества (совместной деятельности), предметом которого является совместное исполнение произведений. Руководителем подобного коллектива может быть признан один из товарищей, которому поручено ведение общих дел.

Возможна ситуация, когда каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей (п.1 ст.1044 ГК РФ). В таком случае руководителем исполнительского коллектива может быть признан любой из членов творческого коллектива.

Допустим вариант, когда договором простого товарищества предусмотрено совместное ведение общих дел товарищей. Тогда договор должен быть подписан всеми участниками исполнительского коллектива.

Сложным в юридическом плане является определение руководителя исполнительского коллектива в случаях, когда в коллективном исполнении произведения участвует, с одной стороны, коллектив исполнителей, являющийся структурным подразделением юридического лица, и, с другой стороны, исполнители, не являющиеся работниками юридического лица. Например, участие в исполнении оперы солиста, состоящего в труппе другого театра, или концерт симфонической музыки, исполняемый оркестром местной филармонии под управлением гастролирующего дирижера. В подобных ситуациях разрешение на использование исполнения должно быть получено у руководителя исполнительского коллектива и у гастролирующего исполнителя.

От чьего имени руководитель исполнительского коллектива должен подписывать договор с пользователем - вопрос не праздный. Договор с пользователем может быть подписан как от имени юридического лица, структурным подразделением которого является творческий коллектив, так и от имени коллектива исполнителей.

С учетом сказанного выше возникает вопрос о том, как могут и должны быть оформлены взаимоотношения юридического лица с руководителем коллектива и с исполнителями.

Когда коллектив исполнителей является структурным подразделением юридического лица, а все исполнители состоят с этим юридическим лицом в трудовых отношениях, исполнения следует считать служебными, по аналогии со служебными произведениями. И наличие трудовых договоров с исполнителями, в служебные обязанности которых входит исполнение произведений, будет достаточным основанием для перехода к работодателю имущественных прав на исполнение. Но это актуально лишь для исполнений, имеющих место в рамках выполнения служебных обязанностей. Поэтому, если исполнитель во время отпуска или вне связи с основной работой исполняет произведения, имущественные права на такие исполнения, безусловно, принадлежат именно ему.

В тех случаях, когда члены творческого коллектива не состоят в трудовых отношениях с организацией, структурным подразделением которой является коллектив исполнителей, отношения с организацией и руководителем коллектива могут строиться на основе договоров простого товарищества, договоров подряда и договоров о передаче смежных прав. Такие ситуации возможны в коллективах художественной самодеятельности, детских творческих коллективах и т.д.

Аналогично следует поступать в условиях, когда в числе штатных исполнителей выступают гастролирующие исполнители.

Поскольку российское авторское право не содержит специальной регламентации договоров о передаче смежных прав, возможно применение по аналогии норм Закона об авторском праве, посвященных авторским договорам. Однако следовало бы внести ясность в этот вопрос, дополнив указанный Закон нормами, регулирующими договоры о передаче смежных прав.

Касаясь случаев, когда руководитель коллектива исполнителей не вправе выдавать разрешения на использование исполнения, следует отметить два из них. Во-первых, ситуация, когда исполнитель не состоит в трудовых отношениях с организацией, которую представляет руководитель, и договор о передаче исполнительских прав отсутствует. Во-вторых, когда руководитель коллектива действует с превышением полномочий. Последнее может иметь место при ограничении прав руководителя на совершение сделок со смежными правами исполнителей, которое может содержаться в договорах о передаче исполнительских прав, договорах простого товарищества и договорах подрядного типа.

Вопрос о том, как должны быть оформлены полномочия руководителя коллектива, также не столь прост. Возможны как минимум три ситуации.

Руководитель коллектива - структурного подразделения юридического лица является одновременно руководителем организации. В этом случае его полномочия фиксируются в уставе, а также в решении (приказе) вышестоящего органа юридического лица о назначении руководителя на должность.

Руководитель коллектива - структурного подразделения юридического лица не является руководителем юридического лица. При таких обстоятельствах его полномочия на подписание договоров об использовании исполнений должны содержаться в доверенности, выданной руководителем юридического лица, структурным подразделением которой является творческий коллектив.

Полномочия руководителя коллектива исполнителей, не являющегося структурным подразделением юридического лица, могут быть оформлены доверенностями, выдаваемыми исполнителями - членами творческого коллектива руководителю коллектива, либо договором простого товарищества (совместной деятельности), совершенным в письменной форме (п.2 ст.1044 ГК РФ).

Импресарио - исполнитель. Одним из белых пятен российского авторского права является правовое регулирование деятельности импресарио и иных представителей исполнителей. Поэтому подписание импресарио каких-либо договоров с пользователями, имеющих своим предметом исполнительские права, может иметь место лишь при наличии доверенности исполнителя на совершение подобных сделок от его имени. В связи с этим нужно отметить необходимость и актуальность изучения и регламентации такого рода правоотношений.


Адвокат

Р.Хаметов



Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе


Автор


Хаметов Р. - адвокат


"Российская юстиция", 1999, N 4


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.