Вопрос: По роду своей деятельности мне приходится ежедневно и неоднократно пользоваться услугами междугородней телефонной связи. Очень часто мои абоненты не отвечают на телефонный звонок, но оператор связи тем не менее даже за эти несостоявшиеся переговоры мне выставляет счет как за минуту разговора. Правомерно ли это? (Выпуск 7, апрель 1999 г.)

8. По роду своей деятельности мне приходится ежедневно и неоднократно пользоваться услугами междугородней телефонной связи. Очень часто мои абоненты не отвечают на телефонный звонок, но оператор связи тем не менее даже за эти несостоявшиеся переговоры мне выставляет счет как за минуту разговора.

Правомерно ли это?


Отношения между абонентом и оператором связи по оказанию услуг телефонной связи на территории России регулируются Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1235 (вступили в силу с 01.01.98) (далее - Правила). Правила содержат положения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг телефонной связи (п. 1 Правил).

В пункте 86 Правил содержится императивная норма, в соответствии с которой при повременной системе оплаты за услуги междугородней телефонной связи продолжительность соединения отсчитывается с момента ответа лица или с момента сигнала абонентского устройства (модем, факс, автоответчик, определитель номера и т.д.).

Однако согласно п. 77 Правил пользователь при использовании автоматического способа телефонного соединения (местного, междугороднего, международного) должен сделать не более 7 посылок вызова. Если абонент не отвечает, пользователь должен положить телефонную трубку и повторить набор. Несмотря на существование данной обязанности пользователя, в настоящих Правилах и других правовых актах не предусмотрена ответственность за ее нарушение.

Оператор связи и абонент не вправе установить подобную ответственность и в договоре между собой. Это объясняется тем, что, согласно п. 42 Правил, договор об оказании услуг телефонной связи оформляется путем заполнения типовой формы договора (приложение 2 к Правилам). Само же приложение 2 ответственность абонента за нарушение положений п. 77 не предусматривает.

Таким образом, за несостоявшийся междугородний разговор при автоматическом способе соединения, т.е. если не произошло ответа абонента или срабатывания абонентского устройства, оператор связи не вправе взимать плату.

Если все-таки к Вам пришли счета за несостоявшиеся разговоры, Вы вправе на основании разд. 11 Правил направить в узел связи письменную претензию с указаниями реквизитов несостоявшегося разговора (дата, код города, сумма по счету узла связи и т.д.). В течение двух месяцев оператор связи обязан рассмотреть претензию и дать письменный ответ.

Если ответ Вас не удовлетворит, Вы вправе отстаивать свою точку зрения в суде.


М. Масленников

Выпуск 7, апрель 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение