Вопрос: В 1998 г. у предприятия по данным ГНИ образовалась недоимка по НДС в федеральный бюджет и такая же сумма переплаты в городской бюджет. Имела ли право ГНИ взыскать с нас инкассовым поручением недоимку по НДС в федеральный бюджет при наличии переплаты в городской бюджет в этой же сумме? На карточке учета НДС при консолидированном учете по бюджетам недоимки нет. (Выпуск 4, февраль 1999 г.)

15. В 1998 г. у предприятия по данным ГНИ образовалась недоимка по НДС в федеральный бюджет и такая же сумма переплаты в городской бюджет. Имела ли право ГНИ взыскать с нас инкассовым поручением недоимку по НДС в федеральный бюджет при наличии переплаты в городской бюджет в этой же сумме? На карточке учета НДС при консолидированном учете по бюджетам недоимки нет.


В соответствии с ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и п. 30 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в случаях превышения ранее внесенных платежей над суммой налога, исчисленной исходя из фактической реализации, сумма превышения засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению. В п. 64 Инструкции N 39 cказано, что учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому плательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме N 6 - приложение 9 к инструкции Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.

До 1 января 1999 г. механизм зачета между бюджетами был изложен только в Инструкции N 26. После 1 января 1999 г. при проведении зачетов необходимо руководствоваться Налоговым кодексом РФ, который вступил в силу с 1 января 1999 г.

Согласно пункту 1 разд. VII Инструкции N 26, суммы излишне поступивших платежей подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм. Учет зачтенных и возвращенных из бюджета сумм в лицевых счетах производится на основании копии решения налогового органа о возврате переплат и выписок из лицевых счетов учреждений банков. Зачет переплат по платежам, поступающим в местные бюджеты, производится непосредственно налоговыми инспекциями помимо учреждений банков. По платежам, поступающим в территориальные бюджеты, возврат сумм переплат и зачет переплат в федеральный бюджет производится финансовыми органами. Налоговые органы представляют заключение и передают его в финансовый орган для выписки чека (п. 4 разд. VII Инструкции N 26).

Пунктом 2 указанного раздела Инструкции N 26 определено, что излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика, о чем он ставится в известность. Однако основанием для зачета и последующей записи в лицевом счете налогоплательщика будет решение соответствующего органа (налогового или финансового) о проведении зачета.

Кроме того, согласно пункту 1 разд. III Инструкции N 26, исчисление сумм налогов и других обязательных платежей, а также их внесение в доход бюджетов соответствующего уровня производится самими налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные соответствующими законами и инструкциями по их применению, утверждаемыми Госналогслужбой РФ по согласованию с Минфином РФ.

Следует также отметить, что данная Инструкция является внутренним документом Госналогслужбы РФ и не устанавливает как таковой обязанности налогового органа на проведение рассматриваемого зачета налоговых платежей. Кроме того, используемое в Инструкции понятие другого платежа, в счет которого могут засчитываться излишне поступившие суммы налогов, определено в тексте документа не четко. Поэтому налогоплательщику следовало обратиться в данном случае в финансовый орган с заявлением о зачете в федеральный бюджет излишне уплаченного НДС в городской бюджет (см. п. 4 разд. VII Инструкции N 26). Если же предприятие не обращалось в финансовый орган с заявлением о зачете, то следует сделать вывод о том, что ГНИ может взыскать недоимку по НДС в федеральный бюджет инкассовым поручением, так как здесь речь идет о бюджетах различных уровней, несмотря на то что имеется переплата в городской бюджет.

В п. 5 ст. 78 НК РФ предусмотрен зачет излишне уплаченного налога только в пределах одного бюджета, а зачет между бюджетами различных уровней не предусмотрен, поэтому ГНИ может взыскать недоимку по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.


Е. Шаронова

Выпуск 4, февраль 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение